Среда, 22.11.2017, 19:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Материалы обучаемых учителей » Рефлексивные размышления

Рефлексивный отчёт по школьному курсу «Рефлексия в практике»,
[ Скачать с сервера (25.0Kb) ] 07.05.2017, 12:10
Рефлексивный отчёт
учителя начальных классов И.А.Шаминой,
по школьному курсу «Рефлексия в практике»,
СОШ №1 с Чапаева Акжаикского района
Посещая школьные курсы «Рефлексия в практике», я поняла, что основы критического мышления могут быть развиты в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. И я с этим полностью согласна, так как сама преподаю в начальной школе. Ведь они в силу своего возраста буквально впитывают информацию. А ведь мы, учителя должны помочь им правильно применять знания, которые у учеников уже есть, которыми они уже владеют.
О различных приемах технологии критического мышления узнала из содержания курсов повышения квалификации учителей — это «синквейн», «акростих», эссе. «авторский стул»,о «Бортовом журнале», «Ромашке Блума». О приеме «Хайку» узнала от коллеги при общении на форуме. «Диаграмму Венна», «кластер», «Мозговой штурм», метод прогнозирования я уже применяла ранее и узнала о них от коллег при посещении уроков и семинаров учителей начальной школы. В своих уроках я использовала такие приемы технологии критического мышления, как: синквейн, эссе, прогнозирование, бортовой журнал, диаграмма Венна, ромашка Блума, авторский стул, акростих, кластер, хайку.
На уроках математики я применяю такие упражнения, задачки, которые развивают логику у учеников. Ведь если они научатся мыслить логически, то и критическое мышление им будет по силам. Я полностью согласна с тем, что критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. На уроках математики, естествознания, познания мира, обучению грамоте, трудовом обучении я часто применяю логические задания, где требуется наблюдательность учеников и внимание. Ведь в итоге они должны будут проанализировать и сделать вывод по логическому заданию. И хочется отметить, что такие уроки, с использованием критического мышления ребятам очень нравятся, урок проходит интересно. А самое главное, что в ходе такого урока младшие школьники могут предпринять, опираясь на помощь со стороны и предположительно используемые навыки в осуществлении классной работы: знакомятся с информацией визуального или устного характера, определяют ключевые позиции, анализируют, сравнивают и исследуют, синтезируют данные, оценивают надёжность доказательств. При развитии критического мышления у учеников появляется любопытство, поиск новых решений, активно делятся знаниями, а также делают выводы с использованием доказательств.
Таким образом они узнают о путешествии и транспорте, так как это отражает потребности людей и затрагивает их жизнь. Я согласна с тем, что лучший способ развития критического мышления при совместном обучении, где в группе участвуют два или более учеников. Ведь при выполнении задания на критическое мышление появляется диалог, спор, доказательства на основе собственного опыта, в ходе которых ребята обучаются друг у друга. Младших школьников главное заинтересовать в процессе обучения и здесь можно применить такие виды работ как представить учеников работниками в лаборатории, где они будут экспериментировать и делать отчёты об эксперименте. Конечно же не поспоришь с тем, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ.
Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач. В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход в обучении . Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. С целью эффективности образовательного процесса я использую различные формы учебной работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
Очень много я почерпнула на школьных занятиях курса «Рефлексия в практике».. Различные приемы, различные техники критического мышления, особенно мне понравилось занятие по обновленному содержанию образования. На этом занятии мы рассматривали приемы критического мышления, отрабатывали навыки и приемы, играли как дети, свои роли, каждый был увлечен игрой. Новые образовательные стандарты, которые постоянно входят в нашу жизнь, заставляют учителя самосовершенствоваться, учиться, мыслить по-новому, находиться в постоянном творческом поиске.
Чтобы сегодняшних школьников чем-то заинтересовать, учитель должен быть не только умным, справедливым, внимательным, любящим своих детей, он должен быть компетентным во всех вопросах, креативным, критически мыслящим, информационно подкованным человеком.
В наше стремительно меняющееся время, во время политических споров и экологических санкций особое значение приобретают такие понятия как «патриотизм», «гуманизм», «толерантность».И кто как не учитель сможет объяснить подрастающему, ещё только формирующемуся человеку смысл этих непонятных слов и стоящих за ними реалий. И только учитель покажет на собственном примере как жить, сохранив честь и достоинство, сохранив любовь к людям и всему живому. Я считаю, что учитель учит прежде всего своими поступками, своим поведением, своим отношением к разным вещам.
Если ваш учитель любит природу, он невольно своим отношением заставит и вас трепетно относиться к окружающей среде. Если на уроке учитель часто декламирует стихи Есенина, то вы, придя в библиотеку, попросите томик с поэзией «серебряного века». При встрече с пожилым человеком ваш учитель поддержит его, поможет донести сумку – вы тоже никогда не сможете остаться равнодушными к старикам, к их почтенному возрасту. Профессию педагога нельзя сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать своё тепло, свою энергию десяткам, сотням детей. Это возможность воспитывать личным примером и постоянно самосовершенствоваться. Настоящий педагог работает не ради заработной платы или карьеры, а только ради самих детей. И тогда дети платят ему взаимностью.
Учитель, который даёт возможность ученику поверить в себя, создаёт для него ситуацию успеха, и есть современный педагог. У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию.
Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. На уроках я доброжелательна, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение форм, методов и приёмов разных педагогических технологий.
Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты и многое другое, при этом используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие вопросы и при этом получают огромное количество положительных эмоций и удовлетворение от своей работы, обучаясь не только самостоятельно, но и обучая других. Уже начиная с детских лет ребенка надо приучать формулировать свои мысли, оценочные суждения, убеждения, независимо от других. То есть, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Для развития положительной самооценки ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важным является ощущение, что он в результате самостоятельного поиска пришел к выводу.
Учащиеся учатся:
• вырабатывать собственное мнение;
• выражать свои мысли;
• аргументировать свою точку зрения;
• брать на себя ответственность;
• участвовать в совместном принятии решения;
• выстраивать взаимоотношения с другими людьми;
• сотрудничать, работать в группе.
Современное общество меняется довольно быстро, трудно прогнозировать даже ближайшее будущее. Поэтому невозможно предсказать, какие знания могут понадобиться ребенку в его внешкольной жизни, а какие — нет. Учитывая это, учитель начальных классов должен научить ученика самостоятельно добывать знания, находить оптимальные решения определенной проблемной ситуации, аргументировано отстаивать собственную позицию, четко выражать свое мнение, иметь развитые коммуникативные способности. Ребенок, который не умеет работать с книгой творчески и самостоятельно, критически самостоятельно читать, самостоятельно выполнять задания, делать вывод, переживает большие трудности в процессе обучения, ей не интересно на уроках, она обречена на умственную ограниченность и зубрежки. Такой ученик не сможет объективно оценить себя и окружающих, в полной мере реализовать себя, свои индивидуальные способности, свои склонности и интересы. Критическое мышление как инновационная педагогическая технология помогает готовить детей нового поколения, которые умеют рассуждать, общаться, слышать и слушать других. При внедрении этой технологии знания усваиваются гораздо лучше, ведь она направлена не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения. Вот по этому я посещаю занятия «Рефлексия в практике». При применении элементов развития критического мышления, каждый ученик чувствует, что он интересен как личность, пробуждается у детей стремление к совместной организации школьной жизни, формируется способность произвольно регулировать свои действия, обосновывать свою позицию, принимать мнение другого, если она более обоснована. Критическое мышление помогает учащимся осознать и обрести умений: - уважения к мнениям других; - умение внимательно слушать; - умение и навыки излагать материал в форме сообщения. Работа школьников на уроке в группах или в парах поощряет общение между детьми, внимательного отношения друг к другу, помощи. Именно так происходит поиск сотрудничества, содружества, совместной организации школьной жизни. Реформирование отечественного образования через ориентацию на технологию развития критического мышления является одним из путей вхождения Украины в мировое образовательное пространство. Эта технология позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетентностей. Прежде всего — «умение учиться», т. е. умение самостоятельно приобретать знания в любом измерении «пространства обучения». Они учатся организовывать свою работу по решению актуальных проблем и достижение нужного результата, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования. Сотрудничество учащихся между собой и с учителем способствует формированию социальной компетентности демократической природы. Ученики учатся совместно определять проблемы и цели деятельности, эффективно сотрудничать, быть инициативными и ответственными за принятие решений, обоснованно преодолевать споры. Применение технологии развития критического мышления — один из путей воспитания активной личности, что может взять на себя инициативу и действовать в соответствии с действующим законодательством. В работе по формированию критического мышления учителю следует придерживаться последовательности: 1. Приобретение знаний о сущности критического мышления, осознание необходимости овладения умениями критического мышления. 2. Формирование умений критического мышления путем выполнения специальных алгоритмических правил. 3. Решение задач, выполнение практических действий по применению навыков критического мышления в типичных ситуациях. 4. Применение умений критического мышления при изучении нового материала, в нестандартных ситуациях; углубление усвоенных умений путем использования их в дальнейшей практической деятельности.
Важным педагогическим условием формирования критического мышления учащихся является создание заинтересованности и доброжелательного сотрудничества на уроке, активное привлечение к парной и групповой работы. Обо всем этом мы узнаем на курсах, которые организованы в нашей школе.
Спасибо нашим тренерам: Мостовщиковой Л.Ф и Искалиевой С.Г. за интересные занятия, которые пробуждают в учителях желание творить и работать в ногу со временем.
Категория: Рефлексивные размышления | Добавил: Larisa
Просмотров: 1091 | Загрузок: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar