Пятница, 29.03.2024, 15:01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Страничка тренера Катаева Е. С. » Материалы тренера Катаева Е. С.

Как строить Lesson Study?
19.07.2016, 08:37

Как запустить Action Research учителей в общеобразовательной школе. Целесообразно использовать опыт общеобразовательных школ, использующих идеи Программы повышения квалификации педагогических работников, разработанных Центром педагогического мастерства, совместно с Факультетом образования Кембриджского университета в школьной практике и опыте зарубежных коллег (далее- Программа).
С 2012 года в школах области подготовлено по данной Программе в общей сложности более двух с половиной тысяч учителей 1, 2 и 3 уровней, директоров и заместителей директоров общеобразовательных школ. В текущем году планируется обучить 2363 учителей-предметников, 393 директоров и заместителей директоров, 66 методистов отделов образования, 327 школьных и 26 региональных координаторов в рамках обновления содержания образования. Кроме того, в школах работают еще много опытных учителей, не прошедших подобного вида курсов, руководители методических объединений, прибывают в школы молодые специалисты, также не знакомые с идеями Программы. Все это требует систематизации методической работы в школах с учетом характера выявленных проблем, имеющихся ресурсов в аспекте проведения конкретных изменений по улучшению школьной практики. Поэтому единой схемы или органиограммы, применимой для всех школ быть не может. Задача руководителей школ создать необходимые организационно-педагогические условия для формирования динамичной структуры в решении конкретных проблем в учении и преподавании.
Анализ работ и беседа с директорами показали, что они ясно представляют необходимость совершенствования системы организации методической службы школ. В приведенных ими схемах достаточно полно представлены структурные элементы как внутри школы, так и вне ее (Министерство образования и науки, областное управление образования и др). Более половины слушателей в схемах показали приоритеты изменений среднего образования (12-летнее обучение, функциональная грамотность, обновление содержания образования), более 40% директоров отметили значительную роль директора школы в организации методической работы. Итоги работы выявили высокие навыки владения директорами анализом внутришкольного контроля, их способность к классификации функций участников образовательного процесса. В качестве целей 60% слушателей представили: качество знаний учащихся, их функциональная грамотность, формирование мировоззрения с позиции критического мышления (учтены триединые задачи урока: знаниевая, воспитательная, развивающая).
Вместе с тем большинство работ отличает односторонность связей структурных единиц без общих «точек пересечения». Только в одной работе показаны двухсторонние связи структур, которые объединяются в деятельности творческой группы. Данный подход показывает видение директорами общего подхода в инициировании конкретных шагов по развитию школы. Но в них не представлен инструмент организации и реализации запланированных улучшений школьной практики. Только в одной работе было показано использование Lesson Study, но как прерогатива работы сертифицированных учителей. Подобный подход был важен 2-3 года назад, сегодня Lesson Study должен являться основным инструментом, который способен дать реальный импульс для системной работы организационных методических структур общеобразовательных школ в непрерывном профессиональном развитии учителя. Lesson Study способен сосредоточить, сплотить учителей на главных проблемных вопросах преподавания и учения, а также внедрить щадящий режим использования их рабочего и личного времени, устранить, возможно, не актуальные на тот момент совещания, семинары и др.
Подобная работа включает в себя выявление проблем процесса обучения посредством сбора данных, определение соответствующих SMART (specific или конкретная, measurable или измеримая, achievable или достижимая, relevant или актуальная, time-bound или ограниченная во времени) целей и задач с привлечением всех участников образовательного процесса на основе педагогических исследований ученых и коллег других школ, формирования творческих групп учителей по организации и проведению серии уроков Lesson study, что позволит создать каждой школе уникальную органиограмму, отвечающую целям и сообразную имеющимся ресурсам.
Педагоги готовы (им необходимо) к организации и проведению серии уроков -Lesson study, основная цель которых, на первом этапе, может быть не дидактическая (в отношении учащихся), а организационная, для сплочения, взаимного обучения, самовыражения педагогов через колаборативную среду. Что, в свое время, будет определяющим для эффективной реализации триединой задачи серий последовательных уроков. Затем, созданным группам (по целям, развивающим мыслительную деятельность учащихся) целесообразно включиться в соответствующие сетевые сообщества учителей опорных и специализированных школ.
Выводы, представленные в работе Catherine (2011) отражают основные проблемные направления организации и работы школьной методической системы о которых говорилось выше, и дают нам основания для адаптации материалов данной работы в практику общеобразовательных школ нашей области.
Первая типичная ошибка педагогов – это ожидание каких-либо быстрых достижений или полной включенности всех и каждого в процесс исследования. Это сам учебный процесс. Другими словами, Lesson study-это не серия «открытых уроков», не временная акция, это процесс длиною в учебный год, потом в следующий учебный год и так далее или это образ жизни учителя (подобно практике японских школ). Это непрерывная рефлексия собственной профессиональной деятельности посредством урока с целью улучшения учения учащихся на уроке и вне его.
Catherine предлагает начать работу по подготовке и проведению Lesson study с создания рабочих групп, но не все наши школы готовы к этому. По всей видимости этот подход можно использовать в тех школах, где подобная работа ведется уже не первый год, тогда группы будут продолжать начатое или систематизировать работу собственных групп, налаживать сетевое профессиональное сотрудничество в рамках с общей целью школы. Если же этого нет, то первым шагом целесообразно провести сбор данных. Опросники могут быть подготовлены творческой группой, которая поначалу может выявить проблемные направления процесса преподавания и учения (конкретные классы, группы учащихся, учебный предмет, процесс преподавания и процесс учения и др), а после этого подобрать опросники и анкеты для установления проблемных точек и возможных причин их возникновения.
Второй шаг, формирование групп учителей Lesson study (Приложение 1). При этом важным является учет личной, профессиональной заинтересованности учителя в решении той или иной проблемы, которая должна лежать в основе Lesson study, и самое главное, решение этой проблемы должно быть важно для развития групп учащихся и конкретного ученика. Оптимальный состав рабочих групп составляет 4-6 человек, но в ходе каждого из шагов, целесообразным считается консультации, «мозговые штурмы» с привлечением других специалистов и ученых. Принцип открытости лежит в основе всей деятельности Lesson study. В различных работах приводятся примеры организации рабочих групп по предметной области преподавания, но не менее эффективными являются и объединение учителей различных предметов. При этом важным является то, чтобы участники Lesson study понимали цели данных уроков как цели учебных программ, а не как «уход в сторону» от изучаемых по программе тем «side trip» (Sisk-Hilton 2009).
Объединяясь таким образом, учителя должны выработать единый подход в организации и проведении серии уроков, определиться, в каких направлениях учитель может выразить себя как лидер, создать основные правила работы группы, план и регламент работы, циклограммы встреч.
Третий шаг, необходимо свести цель и задачи исследования к условиям SMART. Если нужна дополнительная информация, то нужно провести экспресс-сбор данных, пробный урок исследование для уточнения цели и задач, тех единиц урока (доказательств- действий учащихся и учителя, обусловленные различным уровнями их мыслительной деятельности), критерии успеха их улучшения, разработать план сбора данных для последующей эвалюации процесса изменений (проформы наблюдения урока) и планы исследования процесса преподавания и учения в рамках серии последовательных уроков Lesson study и конкретно каждого урока (краткосрочные планы).
Четвертый шаг –проведение первого урока Lesson study, участие всей группы и присутствие других учителей школы. Обсуждение собранных на уроке данных, критический анализ, сопоставление фактов (доказательств) с критериями успеха. Наши коллеги из Портсмута (Англия) предлагают пересмотреть планирование, единицы урока, критерии успеха, затем другой член команды повторно преподает пересмотренный урок в другом классе.
Пятый шаг, проведение еще одного этапа эвалюации, подведение итогов и представление письменного отчета. Обсуждение того, что работало хорошо и что нужно поменять в следующий раз (Приложение 2,3).
Как вы понимаете, начинать работу можно в любое время, но именно сейчас самая благоприятная пора. Период летних каникул учащихся, когда работающие учителя имеют свободное время для самообразования, подготовки ресурсов и планов к следующему учебному году, работы в группах. Собственно, в этот период целесообразно провести первые три шага внедрения Lesson study, затем в начале учебного года (сентябрь и часть октября) завершить шаг 3, провести в первой четверти пробные уроки и спланировать серию уроков Lesson study в период второй и третьей четвертей.
Продолжительность обучения в рамках Lesson study в одной и той же группе может вестись в течение одного-двух, а иногда и трех лет. Такие группы Lesson study полезны при организации работы в классах, которые переходят из начального в среднее или из среднего в старшие звенья обучения. Это создает предпосылки для эффективной адаптации учащихся в учебный процесс, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Кроме того, это обеспечивает преемственность содержания образования всех звеньев средней школы, усиливает межпредметную связь, обеспечивает конструктивистский подход обучения.
Четвертую четверть можно посвятить эвалюации и отчетам. Материалы отчетов могут лечь в основу планирования работы на новый учебный год. Главное, на чем настаивают наши коллеги, и что, к сожалению, является у нас практикой – это не представлять серии уроков Lesson study как нечто дополнительное к тому, что делается школой согласно утвержденному плану. Lesson study –это есть сам учебный процесс, для учителя- наполненный саморефлексией к собственной педагогической практике и обусловленной его лидерской позицией, для администрации – эвалюацией практики преподавания и учения с видением перспектив развития учителя и учащихся, для ученика- эвристическая учебно-познавательная деятельность, самостоятельность, поступательное развитие и углубление уровня его мыслительной деятельности.
Администрация школы и учителя уходят от практики множества мероприятий, зачастую представляющих не систему работы, а структурированный формальный перечень, требующий исполнения. Это бывает похоже на множество деревьев, за которым не видны масштабы всего леса. Подобная деятельность, лишенная мотивации ее исполнителей, в лучшем случае, приводит к исполнению типа «постольку-поскольку», без творчества и должной ответственности со стороны исполнителя. Ответственность последнего может быть вызвана лишь чувством «профессионального самолюбия», но это уже другой аспект деятельности и результата. В данном случае учитель своей деятельностью только доказывает, а не творит, и соответственно, чувствует низкий уровень удовлетворения и мотивации к последующей деятельности.
При формирование групп, определении целей и задач администрация школы должна создать ситуации, когда «последнее слово» остаётся за учителями и учащимися. Понятно, что эти цели и задачи должны быть целями и задачами школы, определяться из реальных проблем практики преподавания и учения. К данной статье имеются проформы для последовательной работы, определения целей и задач школы, создания рабочих групп Lesson study.
Еще одна важная предпосылка эффективного начала внедрения работы в системе уроков Lesson study, как это рекомендует Catherine -это построение работы в ходе внедрение новых стандартов, оценивании процесса обучения. Сейчас в стране началась массовая подготовка различных категорий педагогов, учителей -предметников, администрации в рамках Программы обновления содержания образования. Идеи и технологии данной Программы помогут сфокусировать школе, группам учителей ранее выявленные проблемные направления и привести их к условиям SMART. Важным является в проводимой нами работе улучшение школьной практики через урок, развитие ребенка и учителя, становление и укрепление общечеловеческих ценностей, и как следствие, формирование современного социального капитала общества. Поэтому нам важна помощь и понимание родителей, читающих данную статью.
О новых курсах для учителей общеобразовательных школ области в рамках Программы по обновлению содержания образования мы расскажем в следующих выпусках. Специалисты-педагоги необходимую дополнительную информацию, приложения-проформы к настоящей статьи могут получить в филиале Центра педагогического мастерства г. Уральска.

Категория: Материалы тренера Катаева Е. С. | Добавил: Ердан
Просмотров: 1225 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar