Пятница, 29.03.2024, 14:11
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Страничка тренера Катаева Е. С. » Материалы тренера Катаева Е. С.

О некоторых подходах (переработанное)
08.08.2016, 09:28
В ходе проведенных тренингов с директорами и учителями общеобразовательных школ при определении проблем обучения, выработке критериев успеха и формулировке целей и задач слушатели столкнулись с трудностями в вопросах, касающихся мотивации учебной деятельности учащихся. Этот этап исследования в действии является важным и определяющим в организации работы по созданию коллаборативной учебной среды и рефлексии учителем собственной практики. В современной педагогике и психологии учебную мотивация определяется рядом определенных факторов: школой, где осуществляется учебная деятельность; организацией в ней образовательного процесса; особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и наконец, спецификой учебного предмета.
С. Рубинштейни, Дж. Брунер др. разделяют мотивы на внутренние и внешние. Так Дж. Брунер в качестве внешних рассматривает мотивы, находящиеся в самом процессе учебной деятельности, в качестве внешних – мотивы, находящиеся вне учебной деятельности.
Классификация М. Матюхиной это раскрывает следующим образом: внутренние мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, которые определяются содержанием изучаемого и самим процессом учения, а не только получаемым результатом. Внешние мотивы, связанны с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: мотивы долга и ответственности перед участниками образовательного процесса и мотивы самоопределения и самосовершенствования, желания подготовиться к будущей профессии; мотивы стремления заслужить одобрение, получить хорошие отметки и занять достойное место среди товарищей. Отдельно можно выделить отрицательные мотивы или мотивация избегания неприятностей, как стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
Как мы понимаем, стойким и основным мотивом к учебной деятельности относят внутренние мотивы. Доминирование данного мотива определяет лидерскую позицию учащегося, что в большей степени отражает суть высказывания «учить учиться». Именно внутренняя мотивация учащегося, в отличие от внешней, имеет место в ходе самого процесса учения, проявляясь во вдохновении, попадании в «поток Михайя Чиксенмихайяя» или переход внутренней игры от Я1 к Я2 (Голви, 2005). Вместе с тем внутренние мотивы во многом определяются внешними, поэтому важно изобразить модель сочетания внутренних и внешних мотивов для каждого учащегося на отведенных этапах его учебной деятельности, в течение полугодия и др.
Сила воздействия любого мотива различается как по времени, частоте и имеет свойство к затуханию. Задача педагога выявить и поддерживать внутренние и внешние мотивы учебной деятельности учащегося, определить частоту их воздействия, находить новые потребности учащегося и проектировать их в его внешние и внутренние мотивы. Подходы к теории мотивации учебной деятельности рассматриваются М. Матюхиной и А. Маркова с различных аспектов. В первом случае, в основе учебная деятельность, во втором-причинные или потребностей факторы, но при этом схожие взгляды на описание сути понятия и его качественной интерпретации. Оба подхода нашли в практике значительное распространение. На наш взгляд, в ходе сбора данных об учебной мотивации школьников удобен подход М. Матюхиной, а для определения критериев успеха ее изменения – классификация уровней школьной мотивации по А. Марковой (Приложение 3). Последняя отмечает, что управлять формированием мотивов учебной деятельности труднее, чем формировать действия и операции. Поэтому, прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо ее познать и найти пути ее адекватного описания. Предлагается форма-вопросник на основе методики изучения мотивации учения подростков по М. Лукьяновой (Приложение 1).
Для наглядности, предлагаю модель-метафору «горные мотивы», состоящую из двух частей. Первая, уменьшающиеся горки, показывающие, как затихает мотивация учащихся с течением времени, где по вертикальной оси откладываем сначала внутренние, затем внешние мотивы. Внутри каждого их них в порядке приоритета (снизу-вверх), построчно записываем персональные мотивы каждого ученика. Начальный период данной работы (АВ) -это время открытия и пробуждения (зарождения, раскрытия) тех или иных мотивов учащегося, и «подпитка» их соответствующими педагогическими техниками и приемами, в т.ч., учебными заданиями (в большей мере это схоже с сетевым планирование). Далее отмечаем отрезки «запуск», «закрепление» интереса учащегося при его большей самостоятельности, создание психолого-педагогических условий для перехода внешних мотивов во внутренние (Рис.1).
Внешние мотивы

Внутрен

А В С Д Время
Рис.1
Л.М. Фридман выделяет два варианта формирования у учащихся нужной мотивации: «снизу-вверх», путем создания такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. В основу, как мы понимаем, заложен конструктивистский подход организации познавательного процесса, когда учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания и потребности, так организует учебную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения и радости. Если подобное состояние Я2 испытывается достаточно длительное время, то у учащегося возникает новая потребность — в самой этой деятельности. Тем самым общая мотивация школьников обогащается новым стойким мотивом к подобной самостоятельной деятельности. В основе второго подхода "сверху вниз" лежит усвоение учащимися готовых форм побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые учащийся должен перевести из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Примером такого подхода является идеологическое воспитание в бывших советских школах. Не стоит приводить доказательств, насколько реально был эффективен данный подход.
Далее, возвращаясь к нашей модели, полагаем, что за счет полученного импульса, учащийся некоторое время работает самостоятельно на имеющемся «запасе» имеющихся внутренних мотивов. По аналогии с физикой, когда потенциальная энергия Ep переходит в кинетическую (Ep=mgh Ek=mv2/2). Возникший импульс или процесс саморегуляции и поддержки внутренних мотивов учащегося дает ему возможность в течении относительно длительного времени быть активным субъектом собственного развития, управлять процессом собственного учения и соуправлять процессом обучения группы или класса. Этот период точно охарактеризован Л. Выготским, когда «учащийся начинает самостоятельный поиск новых способов действий или начинает строить новые отношения со взрослыми или с другими учащимися, вместе с которыми он сможет найти недостающие способы действия. Основным психологическим механизмом такого поведения является сознательная рефлексия своих действий». В приложении 1 даются примерные ключи и лепестковая форма представления учебной мотивации учащегося.
Для каждого учащегося свойственны собственные мотивы и длительность их воздействия, поэтому задача учителя своевременно подпитывать имеющиеся мотивы, открывать и поддерживать их используя различные методы стимулирования учебной мотивации учащихся. Что составляет совокупность: содержания учебного материала, организации учебной деятельности, стиля педагогической деятельности учителя, коллективной и групповой форм учебной деятельности, формативная и суммативная оценки учебной деятельности учащегося, критической рефлексии учителем собственной педагогической практики.
Для количественной и качественной картины динамики мотивации учебной деятельности, учащихся мы используем классификацию по А. Марковой и перечень методов стимулирования мотивационной деятельности учащихся (Приложение 2).
Возможно на начальном этапе использовать данную технику для групп учащихся А, В, С (в соответствии с делением класса в ходе проведения Lesson Study), а дальнейшем, сделать карту мотивов для каждого учащегося класса. Полагаю, что первая часть данной техники (примерный график изменения мотиваций учащегося) представляет собой подобие сценарного планирования предстоящих изменений, а вторая часть в виде вопросника, ключей ответов и диаграммы- количественная и качественная характеристики учебной мотивации школьника в определенный период обучения.
Ресурс, назовем их «горные мотивы» может быть полезным учителю как инструмент оперативного проектирования теоретических разработок в плоскость практической деятельности с учетом индивидуальных познавательных особенностей учащихся (в аспекте их аффектной, аксиологической и когнитивной составляющих) и создания психолого-педагогических условий для мотивации учебной деятельности учащихся. Автор будет признателен за предложения и замечания по содержанию и процедуре использования данного ресурса, особенно в части корректировки содержательной части вопросника.

Глоссарий:

Интерес — это эмоциональное переживание познавательной потребности.
Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности.
Мотив –это любое внутреннее побуждение к какому-либо виду деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Приложение 1
(адаптированный вопросник по М.Лукъяновой)

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни
б) поступления в вуз, дальнейшего образования
в) моего общего развития, совершенствования
г) будущей профессии
д) ориентировки в обществе (вообще в жизни)
е) создания карьеры 10. Учиться лучше меня побуждает...
а) мысль о будущем
б) конкуренция и мысли об аттестате
в) совесть, чувство долга
г) стремление получить высшее образование в престижном вузе
д) ответственность
е) родители (друзья) или учителя
2. Я бы не учился, если бы ...
а) не было школы
б) не было необходимости в этом
в) не поступление в вуз и будущая жизнь
г) не чувствовал, что это надо
д) не думал о том, что будет дальше 11. Я более активно работаю на уроках, если...
а) ожидаю одобрения окружающих
б) мне интересна выполняемая работа
в) мне нужна отметка
г) хочу больше узнать
д) хочу, чтоб меня заметили
е) изучаемый материал мне нужен
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания
б) успехи в учебе
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу
г) способности и ум
д) трудолюбие и работоспособность
е) хорошие отметки 12. «Хорошие» отметки – это результат...
а) моего напряженного труда
б) труда учителя
в) подготовленности и понимания темы
г) везения
д) добросовестного отношения к учебе
е) таланта или способностей
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование
б) создать семью
в) сделать карьеру
г) в развитии и совершенствовании
д) быть счастливым
е) быть полезным
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения и самочувствия
б) понимания материала
в) везения
г) подготовки, прилагаемых усилий
д) заинтересованности в хороших отметках
е) внимания к объяснению учителя
5. Моя цель на уроке...
а) получение информации
б) получение знаний
в) попытаться понять и усвоить как можно больше
г) выбрать для себя необходимое
д) внимательно слушать учителя
е) получить хорошую отметку
ж) пообщаться с друзьями 14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю материал
б) смогу справиться с заданиями
в) в меня верят
г) не будут ругать за ошибку
д) твердо уверен в своих успехах
е) меня поддержат одноклассники
6. При планировании своей работы, я..
а) обдумываю ее, вникаю в условия
б) стараюсь делать все прилежно
в) выполняю самое сложное сначала
г) стараюсь сделать ее побыстрей
д) выполняю сначала легкое 15. Если какой-нибудь учебный материал мне не понятен (труден для меня), то...
а) ничего не предпринимаю
б) прибегаю к помощи других
в) мирюсь с ситуацией
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало
д) надеюсь, что пойму потом
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке
7. Самое интересное на уроке...
а) обсуждение интересного мне вопроса
б) малоизвестные факты
в) практика, выполнение заданий
г) интересно сообщение учителя
д) диалог, обсуждение, дискуссия
у) получить отметку «5»
ж) общение с друзьями 16. Ошибившись в выполнении задания, я...
а) делаю его снова, исправляя ошибки
б) теряюсь
в) прошу помощи
г) приношу извинения
д) продолжаю думать над заданием
е) бросаю это задание
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен
б) он мне нужен
в) мне нужна хорошая отметка
г) стараюсь всегда
д) меня заставляют
е) у меня хорошее настроение 17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я...
а) обращаюсь за помощью
б) бросаю его
в) думаю и рассуждаю
г) не выполняю его, потом списываю
д) обращаюсь к учебнику
е) огорчаюсь и откладываю его
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) их мало и они не трудные
б) когда я знаю, как их делать и у меня все получается
в) они мне потребуются
г) они требуют усердия
д) у меня есть настроение
е) материал или задание интересны
ж) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний 18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют...
а) большого умственного напряжения
б) слишком легкие, не требуют усилий
в) зубрежки и выполнения по «шаблону»
г) не требуют сообразительности (смекалки)
д) сложные и большие
е) неинтересные, не требуют логического мышления

Примерные ключи к вопроснику (мнение автора статьи)

Внутренние мотивы определяются (+1) Внешние мотивы определяются (+1)
1 2 3 4 5 6 6 5 4 3 2 1
самочувствием содержанием изучаемого процессом учения обучением учителя оценкой достижений самоопределением и самосовершенствованием самоопределением и самосовершенствованием необходимостью дальнейшего обучения оценкой, одобрением статусом готовностью к профессии долгом
1в,д 1б 1е 1а,г,ж
3а,б,в,
4д 4а,г 4б,в,е,ж
5а,б, 5в 5д 5е 5г
6а,б,в,
7б, 7в 7а,г,д 7е,
8а,б,г 8в,
9ж,е 9г, 9з
10б,г 10а 10в,д,е
11б, 11в, 11г, 11а 11д,
12г 12в 12д 12б 12а,е
13а,в 13б 13е 13г, 13д,
14а, 14б,
15б,г 15е
16а,в,д,
17а,в,д
Мотивы избегания неприятностей (-1)
5ж,7ж 8д,е 6д 3г, 2в, 3д,е 2д 2а,б,г
9в 9а,е 14д 14г 9в
15а, 15в,д
16б,в,г
17б,г,е
18б,г,д,е 18в 18а
На примере мнимого учащегося
1 2 1 5 0 2 1 1 0 2 1 1

В ходе анкетирования учащиеся выбирают по два ответа из каждого вопроса. За каждый ответ на вопросы внутреннего и внешнего мотивов прибавляется 1 балл, при ответе на вопросы раздела «Мотивы избегания неприятностей», отнимается один бал. Данную таблицу и вопросник возможно оптимизировать, составив программу для компьютера или просто использовать офисную программу Exсel.
Приведен пример для мнимого учащегося.

Приложение 2
(http://www.allbest.ru/)
Методы стимулирования учебной мотивации учащихся:
Эмоциональные методы мотивации:
1 – поощрение, порицание
2 – учебно-познавательная игра,
3 – создание ярких наглядно-образных представлений,
4 – создание ситуации успеха,
5 – стимулирующее оценивание,
6 – свободный выбор задания.
Познавательные методы мотивации:
1 – опора на жизненный опыт,
2 – создание проблемной ситуации,
3 – побуждение к поиску альтернативных решений,
4 – выполнение творческих заданий,
5 – «мозговая атака»,
Волевые методы мотивации:
1 – предъявление учебных требований,
2 – информирование об обязательных результатах обучения,
3 – познавательные затруднения,
4 – самооценка деятельности и коррекция,
5 – рефлексия поведения,
6 – прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
1 – развитие желания быть полезным отечеству,
2 – побуждение подражать сильной личности,
3 – создание ситуаций взаимопомощи,
4 – поиск контактов и сотрудничества,
5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 – взаимопроверка,
7 – рецензирование.

Приложение 3
(по материалам А.Марковой)
-Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, характеризуется наличием у учащихся познавательного мотива, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
-Второй уровень – хорошая школьная мотивация, проявляющаяся в том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью, охотно выполняют все предъявляемые школьные требования, проявляют интерес к учению. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
-Третий уровень – характеризуется положительным отношением, но в силу внеучебной деятельности, организуемой в ней. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
-Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
-Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Используемая литература:

Немов Р.С. Психология. Книга 1. - М., 2003.
Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск,1990.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., Просвещение, 1990. - 192 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь, - М.: АСТ Москва, 2008. – 672 с.
Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000 –120 с
Реан А.А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 416 с.
Левчук И.Ю. Курсовая работа. Особенности мотивации к учебной деятельности у старшеклассников, 2015 г. http://www.allbest.ru/.
Категория: Материалы тренера Катаева Е. С. | Добавил: Ердан
Просмотров: 434 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar