Суббота, 04.05.2024, 17:46
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Калейдоскоп исследований » Конкурсные работы (русский язык обучения)

КИР1 Исследовательская работа
[ Скачать с сервера (139.8 Kb) ] 02.03.2017, 10:52

Менторинг как одна из форм саморазвития

Работа учителя, прошедшего уровневые курсы, строится согласно  инструктивно-методическому письму, в котором сказано: «Учителя, прошедшие обучение по Программе второго (основного) уровня, должны:

- совершенствовать    практику  работы  коллег  в  школе  посредством менторинга и коучинга,  организацию  профессионального  сообщества  учителей школы,

- проводить планирование и исследование в действии в рамках класса,

- отслеживать  эффективность  использования  7-ми  модулей  Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении через посещение уроков; 

- проводить мониторинг качества знаний учащихся в процессе обучения у данного учителя;

- наблюдать  за  результативностью  деятельности  учителя  в  процессе осуществления им исследования в действии;

- выявлять методическую обеспеченность обучения коллег (планирование, составление расписания);

- делать  анализ  успешности  обучения  группы  коллег  (6-10  человек)  по Программе третьего (базового) уровня.

Первым пунктом стоит совершенствование    практики   работы  коллег  в  школе  посредством менторинга и коучинга.

Роль коучингов нельзя умалять, так как именно они позволяют вовлечь коллег в атмосферу творчества, выхода на проблему и поиска решений сформулированной проблемы. Продуктивность проведения коучинга зависит не столько от подготовки коуча, сколько от его умения настроить коллег на нужную волну, донести до каждого, что это не игры с рисунками и «башнями» в формате «3Д», а важная для него самого, в первую очередь,  информация, которую он сможет применить, чтобы улучшить свою практику.

Наиболее же продуктивной работой я считаю проведение   менторингов, потому что именно эта форма работы с коллегами дает возможность самосовершенствоваться не только менти, но и ментору.

За три года работы мною было проведено 9 менторингов.

В число менти вошли учителя русского языка, учитель физкультуры, семь учителей начальных классов. Работа ментора и менти начинается с постановки проблемы. Проблемы же, как показывает время, у всех учителей-предметников очень схожи:

  1. Как оценить каждого учащегося на уроке?
  2. Как повысить качество знаний по предмету?
  3. Как повысить уровень мотивации учащихся?
  4. Как добиться повышения познавательной активности?
  5. Как повысить диалогическую активность на уроках?
  6. Как развивать у учащихся функциональную грамотность?

Все эти и многие другие вопросы можно решить при взаимной поддержке и сотрудничестве менти и ментора.

Помощником же в решении станут семь модулей Программы:

  1. Обучение КМ.
  2. Обучение талантливых и одаренных.
  3. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями.
  4. Использование ИКТ.
  5. Управление и лидерство в образовании.
  6. Новые подходы в образовании и обучении.
  7. Оценивание для обучения и ОО.

Со временем я поняла, что, если придерживаться сформулированных модулей, ничего не будет упущено, урок охватит всех и каждого, а учитель увидит четкую систему, которая поможет ему в дальнейшей практике.

           В основе каждого урока должен реализовать один из главных модулей Программы - Обучение КМ. Естественно, урок не  должен превращаться в бесконечную игру, развлечение с постерами, не оправданным использованием различных стратегий.

В начале урока учитель должен предложить  активные формы обучения, позволяющие мобилизировать учащихся на деятельность: позитивно настроить на урок, систематизировать ранее изученный материал.

Всем известно, что современный ребенок, как  и учитель, не может обойтись без компьютера, поэтому модуль «Использование ИКТ» - требование времени, а не развлечение. Умелое использование данного модуля на уроке, уже доказано, дает хорошие результаты. Именно здесь «тихий троечник»-компьютерщик сможет перейти в разряд талантливых и одаренных.

Используя на уроке модуль «Новые подходы в образовании и обучении», вы откроете для себя в классе новых лидеров.

Учителя начальных классов очень боятся групповой работы, поэтому на всех уроках литературы звучит или пересказ, или фронтальный опрос. Приходилось ломать стереотипы.

 Были случаи, когда, совместно разработав задания для групп, менти на уроке с опаской рассаживал детей, предлагал разноуровневые задания и очень удивлялся, когда его ученики легко справлялись с работой.

Не бойтесь сажать детей в группы, научите их работать тихо, продуктивно, дайте им «инструменты», возможность создать самим, реализоваться. При неверном же ответе вы в любой момент поправите своего ученика, зато дети будут вам благодарны за «научение».

Мы все говорим, что главное – научить способам добывания знаний, а не предлагать готовый материал, так почему же мы так не доверяем своим ученикам? Они настоящие первооткрыватели, и для них эти открытия наиболее важны.

Главным открытием для каждого моего менти было критериальное оценивание на уроке (это сейчас многие прошли курсы по обновлению). Постепенно вникая в критерии, озвучивая дескрипторы, даже самые маленькие ученики-оценщики чувствовали ответственность, возложенную на них.

В отзывах детей самым желанным было оказаться в роли оценщика: «Я думаю, что все побывают в роли оценщиков», «Мне понравилось быть оценщиком», «Я хочу, чтобы мы продолжили  заниматься в группах. Я хочу побывать оценщиком», «Я поняла, как оценивать» и, наконец, «Уроки литературы во 2 и 3 классе не были такими интересными», как в 4 классе.

Понятно, что роль оценщика, или эксперта, качественно может выполнить не каждый, поэтому именно во время оценивания сможет реализоваться ваш талантливый и одаренный, а другие, менее способные, поучатся, сравнят свои возможности, у детей  будет образец, цель, к которой они будут стремиться.

Увлекателен в менторинге не столько процесс работы с менти, сколько реакция самого учителя на уроке и от урока. Когда, привыкший говорить, строить урок на вопросах и ответах, учитель должен ребенку дать право говорить, создавать, принимать решения, оценивать.

 Интересен сам менти, который сначала пытается разобраться в предлагаемом ему материале. Затем, внося свои коррективы, апробирует на уроке, позже говорит, что у него «ничего не получается», он «ничего не понимает», но не отказывается от сотрудничества, потому что увлечен настолько, что не в силах работать как прежде. И наконец, финал, когда дети, в благодарность за старания, выдают на уроке по максимуму: говорят, слушают, оценивают, анализируют, обобщают, рефлектируют, - в общем, делают всё то, к чему он (учитель) шел, к чему стремился. Настроение учителя, понимание того, что дети оправдали его надежды, что его старания были не напрасны, дорогого стоит. 

В работе с менти и на своих уроках уделяю особое внимание формированию функциональной грамотности, видам речевой деятельности: чтению, говорению, слушанию, письму, - так как именно эти аспекты будут ключевыми во время итоговой аттестации учащихся, прохождения PIZА. В 2018 году наших учащихся ждет это испытание, поэтому готовиться к нему нужно уже сейчас.

С высоких трибун говорят о важности формирования конкурентоспособной личности. Не нужно однако забывать, что формирует эту личность школа, учителя, ответственные за каждого своего ученика.

Нам пришлось жить в эпоху перемен: обновляется содержание образования, идет плановая переподготовка учителей.

Древняя китайская мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но хочется пожелать всем: «Пусть перемены принесут удовлетворение каждому, радость от нового открытия наполнит ваши сердца».

 

Категория: Конкурсные работы (русский язык обучения) | Добавил: Admin
Просмотров: 401 | Загрузок: 16 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Тюльпан • 17:08, 06.03.2017
Уважаемый автор работы, хотелось бы увидеть факты подтверждающие ваши действия. Результаты до и после процесса. Иллюстрации карт наблюдений, рефлексию учителей и учеников, виды работ с одаренными детьми... Спасибо.
avatar