Суббота, 04.05.2024, 15:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Калейдоскоп исследований » Конкурсные работы (русский язык обучения)

КИР2 Исследовательская работа
[ Скачать с сервера (373.3 Kb) ] 02.03.2017, 11:10

Тема исследования в классе: «Использование групповой формы работы на уроке истории как средство повышения познавательной активности учащихся»

 

Обоснование выбора темы для исследования в классе.

Для проведения исследований в действии я остановился на учащихся 11 класса, где я последние три года веду уроки истории, с целью активизировать их деятельность.  В этом учебном году в данном классе 8 учащихся, 6 из которых сдают единое национальное тестирование. Я заметил, что основная часть класса в основном сидит и слушает, не проявляет интереса к новому материалу. При проверке знании учащихся после пробных тестировании, каждый раз выявлял, что учащиеся не в полном объеме усваивают материал. в данном классе дети не совсем сплоченные, в начале учебного года средний балл колебался в районе между 5-10 баллами. Выпускники пассивны, я думаю это связано с тем, что дети боятся ошибиться, и, что самое страшное, переносят такое свое поведение на свое дальнейшее обучение (колледжах, ВУЗ-х).

Когда я начал свой проект, я надеялся на то, что смогу создать на уроках (консультациях) для своих учеников комфортные условия для обучения, где нет места страху ошибки, где есть доверительные отношения на уровнях ученик-ученик. Тем самым я верил, что используя групповую работу на уроках смогу научить детей свободно выражать свой мысли и заинтересовать их в дальнейшем обучении, потому что в группе дети более раскрепощены. Для меня как учителя истории, проблемы пассивности старших классов известны из моей собственной практики. К примеру многие учащиеся старших классов в виду различных причин  (различные  развлечения, компьютерные игры, сотовые телефоны, влияние подросткового периода, социального положения и т. д). Хотя и те, которые получают хорошие оценки, то есть делают пересказ, выполняют в классе те или иные задания, заучивают наизусть термины,  даты, события обладают низкими метакогнитивными способностями. Изученный материал, чаще всего не откладывается в памяти на длительное время, потому что дети даже после восьмых, девятых классов не считают, что эти знания им пригодятся в дальнейшем, хотя прекрасно знают, что на едином национальном тестировании, история Казахстана в списке обязательных предметов. Другими словами: внешняя мотивация очень редко переходит во внутреннюю мотивацию обучения. Но основной проблемой я считаю, что у большинства учащихся особенно в сельских школах, даже в старших классах не хватает навыков общения, (в виду того что среда общения в отдаленных сельских округах казахско язычная, а школа смешанная, поэтому и разговорная речь не развита, что весьма затрудняет сам процесс обучения). Александер (2008) полагает, что диалоговое преподавание использует возможности беседы для стимулирования и развития учащихся, утверждая что посредством диалога, учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся ежедневно, взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. («Руководство для учителя» 2012 год, страница 252,)

Я решил для своего исследования взять за основу именно групповую работу, так как известно что она стимулирует учащихся к активному обучению, подводит учащихся к диалогу, создает атмосферу сотрудничества. К тому же групповая работа включает в себя и диалоговое обучение, и критическое мышление, а также формативное и суммативное оценивание. Использование коллаборативного обучения (групповой работы) поможет мне грамотно перейти к инновационным интерактивным формам преподавания и обучения, изменению своей практики обучения. Я понимал, что основная суть методов групповой работы заключается в интерактивном вовлечении обучаемых в процесс обучения и через диалог, развитии умений понимать и анализировать полученную ими информацию. В то же время, я считаю, что именно учитель создает благоприятный климат обучения, а также создает ситуацию успеха для учащихся, что опять же несет в себе только положительные результат в обучении.

Мерсер (2005) также показал, что взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равноправно», нежели в беседах по типу учитель-ученик, и потому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений.

Использование групповой работы, а так же включение в урок элементов критического мышления помогают выстроить урок с активным участием каждого учащегося. В процессе проведения таких « активных уроков» учащиеся имеют возможность развивать коммуникативные навыки, закрепить и использовать полученные знания в групповой работе, высказать свое мнение и слушать других. При этом очень важно, чтобы учитель сам четко осознавал суть групповой работы и что именно он хочет изменить прежде всего в своей практике, а потом уже в самих учащихся.

Основной целью исследования было выявление того, способствует ли групповая форма работы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории. Помимо этого, я предполагаю использовать идею семи модулей на практике. При этом, особое внимание планирую заострить на развитии критического мышления, так как в процессе наблюдения и исследования в действиях я понял - оно в большей степени формирует навыки самообучения и самосовершенствования у учащихся.

В ходе внесенных изменений в мою практику, я планирую через использование различных стратегий развивать речь учеников, применяя вопросы высокого порядка. Ведь наши дети так мало говорят и иногда не хотят мыслить и рассуждать. Все это будет сопровождаться наблюдениями за учебным процессом своих учеников. Итогом моих изменений в практику станут дальнейшие шаги по выявлению творческих способностей моих учеников и их развитию в дальнейшей работе.

Мое исследование проходило на базе своей школы. Выбирая тему своего исследования в классе, я остановился на теме «Использование групповой формы работы на уроке истории как средство повышения познавательной активности учащихся» еще и потому, что эта тема перекликается с методической темой нашей школы, которая направлена на внедрение новых технологий обучения и воспитания дифференцированного подхода образования и обучения. И результаты моей деятельности могут быть интересны и другим учителя моей школы

 

С самых первых дней работы в 11 «в» классе, я заметил следующее. Учащиеся не проявляли активности, не было заинтересованности в обучении. Учащиеся ждали, что скажет учитель, что он объяснить им новый материал. По началу мои попытки «разбудить» детей не приносили должных результатов. На уроках работали единицы, это даже с учетом того что, до сдачи ЕНТ оставалась меньше года,  даже «работающие» ученики не проявляли инициативы, все ответы давались только по просьбе учителя. Учитывая усталость учащихся, загруженность помимо уроков консультациями как по истории Казахстана, так и по другим предметам. Исправить данную ситуацию, я решил следующим образом: учитывая возрастные особенности учащихся, я решил, что именно на данном этапе развития учащимся интересно быть исследователями, искать что-то новое самим, находить и доказывать. Наблюдая за учащимся, я сделал вывод: на перемене они активны, общительны. Но вот на уроках, и не только на моих, дети кардинально менялись: становились пассивны, ответы давали неправильные даже на элементарные вопросы, инициативы не проявляли, не было мотивации к обучению.

Я принял решение взять для исследования именно этих детей, потому что, я сам был заинтересован в изменении своей практики, в изменении детей, так как понимал, что «тяжело в учении – легко в бою», а традиционные формы и методы обучения не приносят уже желаемых результатов.

При разработке уроков я старался тщательно продумывать свои задания, использовал стратегии критического мышления, включал в уроках активные формы работы.

Не все конечно сразу  пошло гладко. Учащиеся не могли на первом уроке понять, как работать в группе, не совсем понимали почему их разделили на группы, не хватало сплоченности, активного действия всех учеников группы, шумели тем самым мешая друг другу. Но уже из первого урока я пронаблюдал, что дети стали задавать вопросы, спрашивать - как сделать то или иное задание. Соответственно, на первом уроке, так как много времени у меня ушло на организационные моменты, мне не хватило времени на выполнение всех запланированных заданий на урок. Но результат пусть небольшой, но был, учащиеся немного раскрепостились, возник диалог между ними. Я понял, что им сложно высказать свой догадки и конкретно ответить на вопросы учителю, так как они не могут переступить свой барьер-страх ошибиться и остаться непонятым перед всем классом. Но каждый у себя в группе, при общении друг с другом они уже не боялись высказывать свое мнения. В данном случае, для учащихся все это было новым, необычным, они заинтересовались, и это был прогресс. Из первого урока, я уяснил, что не нужно планировать слишком много заданий. Во-первых, сложно уложиться во времени, так как учащиеся еще не привыкли работать в группе, немного больше времени уходит на выполнение задания. А во-вторых, большое количество задании дает большую нагрузку, что может утомить учащихся, что не позволить усвоить учебный материал. Поэтому при разработке второго урока я сократил количество заданий, с целью облегчить восприятие нового материала. На данном уроке я снова использовал групповую работу. Сначала я с классом провел игру «Охотники звери», и это в какой то степени повлияло на создание благоприятной атмосферы на уроке. Учащиеся были готовы к восприятию нового материала. Следующим этапом была проверка домашнего задания, что я сделал следующим образом, разделив класс на три группы методом шести шляп, каждой группе дал отдельное задание буквально за 8-10 минут дети должны были отразить на постерах общественно-политическое положение независимого Казахстана, работая по учебнику, каждая группа должна была ответить на вопросы в конце 30 параграфа, вопросы я распределил сам. Выполняя данное письменное групповое задание, ребята активно обсуждали, спорили, приводили примеры, отмечали и рисовали, что не могло не порадовать. Во время работы в группе, я заметил, что учащаяся, она ударница в классе, но в последние два года не может влится в коллектив, и находить общего языка с одноклассниками, сидит отстраненно, что было ей свойственно в течение последних двух лет обучения. Она не была вовлечена в работу, это затрудняло ее обучение. На мое предложение включится в работу, она никак не отреагировала. Я понял: на следующий урок нужно распределить роли так, чтобы ученица была вовлечена в активную работу. Не мог не заметить, что класс в целом активен, с удовольствием работает по заданиям распределенным каждой группе находя главное. По завершению следовала защита своих работ. Ребята дружно аплодировали друг другу, поддерживали своих спикеров, это указывало на установление атмосферы сотрудничества в группе.

 

Видя, что ребята немного утомились, я провел музыкальную физическую зарядку, что помогло снять напряжение и вернуть хорошее настроение учащихся. При проверке домашнего задания я обнаружил, что все учащиеся его выполнили, включая слабоуспевающих учащихся, причем основная часть детей выполнила правильно. При подготовке к последующим урокам, я пытался понять, что могу сделать для учащегося К., чтобы вовлечь ее в активную работу. И принял решение дать ей роль оценщика. Но не оценивать правильность или неправильность ответов, а дать оценку активности одноклассников по трехбалльной шкале, включая самой себя. На следующем уроке уже не было проблем при делении на группы, ребята уже поняли систему работы в группе, и это облегчало работу. Они были активны, с удовольствием находили ответы на вопросы по теме, поначалу обсуждали в группе, сравнивали с данными в учебнике, приводили примеры из жизни, подчеркивали важность тех или иных исторических событии. При работе «немые цифры»  класс работал дружно, также прошла успешно. Я постоянно хвалил ребят, что придавало им больше энтузиазма, создавалась ситуация успеха. Но самое поразительное для меня было, что учащаяся К. видимо, поняв, свою ответственность за оценку одноклассников и не желая отставать от них, старалась самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, пусть не всегда правильно, но она стала говорить, и это было победой. Таким образом, я могу сделать вывод, что вовлечь учащихся в работу на уроке у меня получилось, дети стали активны, заинтересованы в своей деятельности, что не может не радовать. Конечно, не все получилось отлично: и не хватало времени, и были в самом начале проблемы с делением на группы, и не понимание ребят как можно так учиться, вместе, общаясь, помогая друг другу и направляя  друг друга в нужном направлении. Но, я считаю, что это только начало пути. Главное, начало положено, и я в дальнейшем и с другими классами продолжу работать и с другими классами в этом направлении, использовать групповую форму работы на всех своих уроках как средство повышения познавательной активности учащихся.

 

Задачами моего исследования являлись:

  1. Внедрить интерактивные методы, направленные на развитие коммуникативных навыков на уроках истории.
  2. Диагностировать активность учебной деятельности в начале и в конце эксперимента.

Так как тема моего исследования в классе «Использование групповой формы работы на уроке истории как средство повышения познавательной активности учащихся», я решил, что сбор данных по своему исследованию буду проводить в виде анкетирования и различных тренингов.

...

Категория: Конкурсные работы (русский язык обучения) | Добавил: Admin
Просмотров: 428 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar