Вторник, 30.04.2024, 20:32
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Конкурс эссе по обновлению СО » Эссе с русским языком обучения

КЭР12 Эссе "Рефлексии на уроках в начальной школе"
[ Скачать с сервера (20.0 Kb) ] 21.04.2017, 20:48

Рефлексии на уроках в начальной школе.

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Для своего эссе я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе».

 Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель, должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Система педагогической деятельности эффективнее, если она создана на основе проверенных временем традиционных подходов, но открыта для инноваций, где инновационные техники и приемы, прежде всего, выступают средством обучения, развития и воспитания учащихся. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроках в начальных классах — это важный этап формирования личности. Для учителя самостоятельная оценка учениками своей работы помогает правильно выстраивать стратегию обучения и корректировать пробелы в знаниях школьников, что способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Но я считаю, что любая реакция учеников на любом этапе урока - это и есть рефлексия. Она традиционно проводится в конце урока для подведения итогов. Однако некоторые её виды могут быть очень эффективным инструментом контроля усвоения материала на любом этапе занятия.

Чтобы эффективнее построить процесс обучения, рефлексию можно и нужно проводить, начиная с 1 класса.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц (смайлики), цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (светофорики), приём незаконченных предложений.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение. С развитием компьютерных технологий эта задача упростилась: несложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, если в кабинете установлен проектор и экран, то возможно использовать программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока.

Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Значит, рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм оказывается неэффективным. В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою индивидуальность и уникальность.

 Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем.

Чем больше человек знает о том, что и зачем уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.

При проведении рефлексии в начальной школе используется целый комплекс приёмов. Например, для проверки настроения ребят можно применить такие:

карточки со смайликами (О своём настроении во время урока ученики могут сигнализировать с помощью смайлов: грустным, весёлым, серьёзным);

  • «Покажи палец» (для положительной оценки эмоционального состояния ребёнок направляет большой палец вверх, при отрицательной — вниз);
  • «Моё солнышко» (дети выбирают одно из трёх изображений: солнце – «у меня всё получилось», солнце и тучка – «всё получилось, но были затруднения», тучка – «сегодня у меня не получилось ничего»)

Чтобы учащиеся могли оценить свою работу на уроке после защиты проектов: «Лестница успеха». На листе А3 нарисована лестница. У ребят есть по набору человечков. Если у малыша ничего не получилось на уроке, то он на нижнюю ступеньку крепит человечка с опущенными руками. Если были какие-то проблемы, но в целом удалось справиться с заданиями, на середину лестницы помещается человечек с руками, разведёнными в стороны. А тем, у кого вышло абсолютно всё, на верхние ступеньки нужно прикрепить фигурку с поднятыми вверх ручками.

«Поезд впечатлений». На доске располагается поезд с вагончиками, которые символизируют этапы урока. У детей есть по два смайлика (весёлый и грустный). Каждый малыш должен распределить их по вагончикам, отметив понравившееся задание и непонравившееся. Такой приём также помогает воспитывать в детях свободу выбора.

«Полянка». Это альтернатива предыдущему способу: на доске картинка с поляной цветов — этапов урока. Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветок, соответствующий понравившемуся заданию.

«Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – пятистрочная строфа:

1-я строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка –  2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола;

4-я строка –  предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

На практике я попыталась создавать на уроке такую среду, в которой каждый ученик принимает активное участие в процессе своего обучения и понимает уровень своих знаний.

Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие.

 

 

 

 

Категория: Эссе с русским языком обучения | Добавил: Admin
Просмотров: 1179 | Загрузок: 73 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar