- В помощь учителю 1 класса
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2017"
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2019"
- Конкурс-эссе "180-degrees turn"
- Молодому педагогу
Главная » Файлы » Конкурс эссе "180-degrees turn " » КЭР (эссе на русском языке) |
16.03.2016, 00:01 | |
Рефлексия процесса изменений в личностном росте педагога с приобретением статуса учителя-лидера
Работая учителем русского языка и литературы в течение семи лет, я наблюдала за процессом образования в обычной сельской школе. В первые годы работы прошел этап адаптации в школе, а затем уже стали видны недочеты в организации образовательного процесса в своей работе и работе коллег. Ярким показателем работы учителя является уровень обученности учащихся. И когда видишь, что у ученика что-то не получается, то причиной считаешь свои недоработки, или коллег, которые преподавали ранее. Но как избежать недочетов? Как направить процесс обучения в нужное русло? Эти и другие вопросы непрестанно роились в голове, но ответы находились с трудом. На восьмом годе своей профессиональной деятельности в качестве учителя мне предоставили возможность посетить курсы обучения учителей по программе первого (продвинутого) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан. Я с удовольствием согласилась. Эти курсы вывели меня на новый этап жизни учителя: учителя-новатора, учителя-реформатора. Именно на этих курсах я поняла, чем должен руководствоваться учитель для достижения качественного уровня образованности своих воспитанников. Проецируя идеи Программы с настоящим положением в школе, я понимала, что начать реформу необходимо с самого, казалось, простого: научить детей рефлексировать над своей деятельностью и деятельностью окружающих. Это побудит их быть внимательными равно как к себе, так и к одноклассникам. А главное, умение рефлексировать не только в школе, но и в повседневной внешкольной жизни, поможет в изучении опыта, нахождении новых решений, планировании дальнейших действий. В школе лишь некоторые учителя стремятся развивать метакогнитивные навыки учащихся: ученики не могут анализировать свою деятельность, не стремятся самостоятельно добывать информацию и считают, что многое, чему их учат в школе, в жизни никак не пригодится. Сегодня понятие образования как линейный последовательный процесс изжило себя. В наше время «целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире». (Концепция образования РК до 2015 года. Учитель Казахстана, 1, с.5) Одной из основных задач обучения и воспитания в школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Развитие же невозможно без рефлексии - обращения субъекта на себя самого, на свои знания или на свое собственное состояние. Поэтому целесообразно организовать процесс развития рефлексивных навыков школьников с целью повышения внутренней мотивации. Образовательный процесс необходимо направить на воспитание открытых миру лидеров, способных рефлексировать над своей деятельностью, деятельностью окружающих, работать не в одиночку, а в команде. Для начала мне пришлось изучить рефлексивную культуру педагогов нашей школы, в результате чего выяснилось, что большинство учителей обладают низкими рефлексивными навыками. Как способствовать развитию их рефлексивности? Конечно же, через реализацию процессов коучинга и менторинга. Первоначальной задачей было привлечь учителей, независимо от занятости, для участия в коучингах. На первых коучингах учителя, словно дети, не понимали, что от них хотят, боялись рефлексировать, стеснялись своих мыслей. Дальнейшие участия были более активными, плодотворными. И уже сегодня на коучингах я вижу учителей, увлеченных общей проблемой, с открытыми для новых истин глазами и сердцем. Раньше, когда я была в рядах молодого специалиста, учителя периодически искали у меня совета, помощи в организации учебного процесса. То сегодня они видят во мне надежного ментора. Да, им проще прийти за советом к человеку, который не будет искать сплошные недочеты, а лишь плавно, грамотно предложит внести коррективы в план урока, предложит перспективные действия. Правильно заданные вопросы в процессе планирования или анализа урока способствуют развитию рефлексивных навыков у самих учителей. «Чем глубже развита у человека рефлексия, тем большую ответственность он испытывает перед собой и другими, ориентируясь на сознательно поставленные цели». (А.А. Бизяева. Психология думающего учителя, 2004, с.9) Умение человека рефлексировать над своей деятельностью приведет к личностному росту. Вместе с коллективом было решено организовать работу над повышением мотивации учащихся через развитие рефлексивных навыков. Так как, научив детей анализировать свою деятельность, процесс мышления, уметь определять затруднения и искать пути решения для дальнейшего действия, мы разовьем у них интерес к каждому своему шагу на уроке, способность преодолевать трудности и не допускать возникновения подобной трудности в следующий раз, научим перспективно смотреть на свою деятельность. Таким образом, ученик будет мотивирован на достижение определенных результатов. Каким же способом развивать рефлексию у учащихся? Существует множество методов развития рефлексивных навыков. Однако на начальном этапе необходимо научить передавать свои мысли на бумаге, где ученик может исправить, дописать, неоднократно возвращаться к своим мыслям для сравнения успеха или неудачи прошлых уроков с сегодняшним. Поэтому учителям будет предложено введение в процесс обучения рефлексивных дневников. Ученики же будут владеть рефлексивными навыками, уметь анализировать свои действия, видеть недочеты в работе, пытаться самостоятельно решить их (предложить альтернативы), планировать дальнейшую деятельность при заполнении рефлексивного дневника; видеть связь между умением рефлексировать и повышением качества знания по определенному предмету, понимать, что рефлексивные навыки актуальны не только на уроках, но и в повседневной жизни. Рефлексивные дневники внедрены в практику. Как воспримут их учащиеся? После первого урока в рефлексивном дневнике учащиеся не отметили затруднений, что не позволило им рассуждать дальше. Это явилось причиной незаполненного дневника. Конфуз! Неужели выбран неверный путь решения проблемы? Нет. Найдены пути решения и этой проблемы: организацию рефлексии необходимо внедрять постепенно. Сначала организовать фронтальную беседу по рефлексивному циклу Гиббса, затем – групповую рефлексию, а уже после выходить на индивидуальную. Точно! Процесс запущен… Получилось! Наши дети начали рефлексировать – ими усвоен процесс рефлексии по циклу. Рефлексивные дневники заполнены мыслями. Дети видят, что у них получается, а над чем надо еще поработать, планируют свою дальнейшую деятельность. В деятельности учителя-лидера мною был приобретен опыт: появились умения планировать коучинги с ориентиром на достижение цели, обязательно проводить мониторинг для отслеживания эффективности мероприятия. В дальнейшем необходимо совершенствоваться в роли ментора: научиться выделять проблемы подопечных и грамотно выбирать направления их развития. Сегодня во время работы с коллегами мне удается проявлять себя как стратегический лидер: удается планировать последующие действия не только свои, но и коллег, и последствия этих действий. Но надо еще продолжать работать над собой: для эффективного лидерства в себе необходимо воспитать качества вдохновляющего лидера - научиться вдохновлять окружающих и мотивировать, вызывать волнение и энтузиазм. В качестве учителя-лидера я работаю всего лишь первый год. Я верю, что нам с коллективом удастся решить вопросы, которые позволят вывести школу на новый уровень, а наших воспитанников поставить в ряды открытых миру лидеров, способных рефлексировать над своей деятельностью, деятельностью окружающих, работать в команде.
| |
Просмотров: 615 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | |
| |