- В помощь учителю 1 класса
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2017"
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2019"
- Конкурс-эссе "180-degrees turn"
- Молодому педагогу
Главная » Файлы » Конкурс эссе "180-degrees turn " » КЭР (эссе на русском языке) |
16.03.2016, 17:57 | |
Направление «Мой вклад, как учителя-лидера, в развитие и изменения, происходящие в моей школе». Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Мы, педагоги, много говорим о современной школе, о реформах и инновациях. Всякое нововведение мы примеряем на себя: интересно или нет; смогу или не смогу; что это мне даст. Работая в школе 35 лет, я была уверена, что уроки планирую с учетом уровня развития и обученности моих учеников. С 1993 года активно изучала и внедряла методики развивающего обучения (системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, уровневой дифференциации и др), разработала несколько программ спецкурсов по развитию общеучебных умений и навыков. И, казалось, все мои уроки соответствуют современным требованиям обучения и преподавания. На уровневые курсы, честно сказать, я пошла из-за прибавки к зарплате. Была уверена, что ничего нового я там не узнаю. Я и не сразу увидела, в чем принципиальное отличие новых подходов в преподавании и обучении. Поняла только тогда, когда организовала первую Lessоn study по внедрению критериального оценивания учебных достижений. Разработанный нами урок только, примерно, на 30% был направлен на обучение моей подопечной ученицы. Она или выполняла задания и теряла время, дожидаясь других, или на успевала выполнить задание в отведенное учителем время и нервничала. Сразу вспомнился термин «возведение лесов» Жерома Брунера. Поняла, что «подталкивание» и подмостки больше необходимы каждому ученику, чем уговоры и угрозы, внушения и оценки. Что получил каждый ученик, а не в общем и целом класс. Обеспечивается ли «зона ближайшего развития» каждому ученику. И, вообще, как чувствуют себя ученики в школе? Уровневые курсы «всколыхнули» учительство, дали общие направления в преобразовании системы преподавания. Многие из нас, конечно же, ждали, что на курсах получим четкие инструкции, образцы действий учителя и ученика. Разочаровывались, когда от нас требовали разработок, планов и так далее. Но как можно воспитать творческую личность, если сам не обладаешь этим качеством. Нельзя обучать разных учащихся одинаково. Если в классе на уроке тридцать детей, то учитель должен обладать тридцатью методами, приемами обучения. В своем эссе постараюсь отразить изменения, происходящие в школе «глазами ученика» и свою роль как учителя-лидера. Новым в моей практике было то, что впервые на этапе рефлексии, учитывалось не только мнение коллег, но и учеников и их родителей. Это оказалось мощным средством для осознания эффективности любого нововведения. Я взяла интервью у своих бывших учеников. (Пять учителей, работающих в десятом классе, прошли уровневую подготовку, остальные учителя активно работают в фокус группах). Был задан вопрос «Изменился ли урок?» Получены следующие ответы: -учиться стало хуже, так как надо теперь весь урок самим пахать; -много времени урока занимают всякие «исследования», некогда отрабатывать материал к ЕНТ»; -раньше учителя нас учили, а теперь мы сами себя учим; -я чувствую себя партнером учителя; -мое мнение, оказывается, кому то интересно; -на уроках я стала думать. Последние ответы меня очень поразили. Неужели мы, учителя, не обращали внимания на мысли и мнения учеников?! Ведь постоянно на уроках идет опрос учащихся. Но, наверное, нас больше волнуют знания фактического предметного материала. В проблемных беседах зачастую ученики говорят то, что хочет услышать учитель. После этого еще раз просмотрела видеозаписи моих уроков и записи посещенных уроков в после курсовой период. Мои второклассники действительно стали более активно высказывать свое мнение в группах и в коллективной работе. Часто не соглашаются с партнером, аргументируют свою точку зрения. Соблюдая принципы развития критического мышления, я перестала сама на уроках делать выводы, подводить итоги, акцентировать на верных, более удачных «правильных» ответах учеников. Дети перестали бояться быть неправыми, дать неверный ответ. «Я сам» - становится ведущим двигателем в изучении темы. Но проблем еще много. Нужно решить такие задачи, как: -что нужно изменить в своей практике, чтобы обеспечит большую самостоятельность учеников в определении своих проблем и перспектив обучения. Думаю, что необходимо перед началом изучения любого раздела совместно с учениками разрабатывать задачи, четкие требования к знаниям и умениям, контрольные задания, а так же время на изучение темы. Когда знаешь куда едешь, то можешь выбрать наиболее удобный, кротчайший путь; - разработать большой арсенал средств обучения. Каждый ребенок имеет свой тип мышления и воспринимает материал в соответствии со своими особенностями. Поэтому, нельзя предъявлять единые формы заданий, объем и сложность; -отказ от суммативной ежеурочной отметки действительно даст ребенку возможность спокойно изучать материал, время его осмыслить, отработать. Каждодневная аттестация не дает «права на ошибку», создает нервозность и обретает на неуспех. Как учитель первого уровня, я должна не только изменить свой стиль обучения и преподавания, но изменить взгляд на систему образования коллег, найти партнеров других школ для совместной деятельности. В Руководстве для учителя 1 уровень, отмечено: «школа научится делать что-либо по-другому при условии заинтересованности и вовлеченности коллег в сотрудничество» (с 172) Конечно, сотрудничество с Томским центром инновационных технологий дает возможность обсудить многие вопросы, познакомиться с их опытом работы в данном направлении. Но нужно живое общение, более тщательное практическое изучение опыта. Совместно с учителями-партнерами дать серию открытых уроков, на которых разработать механизмы развития саморегулятивного обучения, убедить коллег, что только возможность самостоятельного выбора заданий, оценивания своего уровня обученности может позволить ученику учиться с желанием, почувствовать себя субъектом обучения, пробудить внутреннюю потребность в познании. Вести системный мониторинг: анкетирования, интервью с учениками и их родителями. Ребенок, почувствовав, что он интересен, что его мнение важно для учителя, будет открыт для диалога, сам откроет в себе способности к обучению. На данном этапе работы для меня самым трудным является «сломать» стереотипы некоторых коллег. Им очень трудно отказаться от традиционного стиля преподавания. Страх не выполнить требования к знаниям и умениям учащихся на уровне Государственных стандартов, что на уроке шум, что идет снижение объема письменных работ, не дает учителю отойти от обычных форматов урока, творчески внедрять новые формы и методы работы, а главное, посмотреть другими глазами на ученика. А главное сказать: «как мне повезло, что ты мой ученик! Я так многому научусь с тобой! Мы с тобой многого достигнем!» ЦПМ г Павлодара оказывает нам постоянную «поддержку». Была проведена областная конференция, семинары, консультационные дни. В решении любого вопроса мы можем дистанционно обратиться за помощью к своему тренеру Мельниковой Юлии Геннадьевне. Так же методист городского отдела образования Амерканова Гульбаршин Александровна, пройдя первый продвинутый уровень курсов, является руководящим центром, объединяющим все фокус группы школ города и села. Школа меняется. И пусть мы еще пока не владеем в совершенстве механизмами развития саморегуляции школьников, но мы идем, идем вместе!
| |
Просмотров: 852 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | |
| |