- В помощь учителю 1 класса
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2017"
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2019"
- Конкурс-эссе "180-degrees turn"
- Молодому педагогу
Главная » Файлы » Конкурс эссе "180-degrees turn " » КЭР (эссе на русском языке) |
15.03.2016, 23:35 | |
Направление: Рефлексия процесса изменений в личностном росте педагога с приобретением статуса учителя-лидера Эссе «180-degree turn» 2011 или 2012 года, точно уже не помню. Звонок из школы: «Срочно ждем вас (а все-таки отпуск!) для заполнения анкеты, дело неотложной важности для всех учителей школы». Ну что ж, анкета распечатана, сделано фото. Шаблонные вопросы, типичные ответы…. Я долго сомневалась, отправляться ли мне на курсы или нет? Взвешивала все «за» и «против», разговаривала с коллегами, которые уже обучились на данных курсах, спрашивала их совета. В разговоре с одной из коллег поделилась своими мыслями по поводу поездки, обронив фразу, что, мол, все равно, даже если и пройду обучение, то верить в подобные изменения в образовании не собираюсь, ведь я крепкий орешек, продукт советского времени, и считаю прежнюю систему образования самой лучшей в мире. Коллега, выслушав меня внимательно, уверенно сказала: «Ничего, после обучения мышление у вас в корне изменится, развернется в противоположную сторону, уж не сомневайтесь». Что же изменилось во мне после обучения? Позвольте примерить на себя шесть шляп мышления Эдварда де Боно и поделиться впечатлениями от произошедшего со мной за период прохождения уровневых курсов учителя первого уровня, о моем развороте мышления на 180 градусов, как минимум. Вот и первое доказательство изменений: форма представления эссе позаимствована на курсах и никогда ранее мною не использовалась. Будем знакомы, я, Красная шляпа, отвечаю за твои эмоции. «Какие возникли чувства после прохождения курсов?». Честно говоря, вздох облегчения, что всё благополучно завершилось. Если поначалу возникал вопрос «когда же это закончится», то теперь все чаще задаю себе извечный вопрос русской литературы: «Что делать? Какую траекторию развития лидера в себе выбрать? Да и вообще, лидер я или нет?» Я, пожалуй, как и многие учителя, страдаю синдромом «отличницы»: мне хочется, чтобы все было по первому разряду, на пятерочку. Я всегда боялась предстать перед публикой в негативном свете, показаться хуже других. Что поделать, так нас воспитали, впрочем, я воспитанием своим горжусь, и, несмотря ни на что, считаю его замечательным. Но на курсах многие из нас раскрылись в чём-то особенном. Я, как мне кажется, открыла в себе талант рефлексии, заполняя дневник, анализировала свою деятельность на курсах и на практике, хотя прежде этим никогда не занималась и поначалу этот процесс вызывал негативные эмоции и раздражение, а теперь я потихоньку учу этому своих учеников, предлагая на уроках различные приемы саморефлексии и техники формативного оценивания. На первых занятиях было очень трудно, все казалось настолько новым, что не только не радовало, а пугало. И чаще в гости приходила дама в Желтой шляпе и спрашивала: «Зачем это нужно тебе? Разве у вас в школе это сработает?» Ведь ты знаешь, что с любым коллективом работать нелегко, даже директор предупредил тебя об этом. Ну должен же быть выход! Почему наша школа постоянно в аутсайдерах по результатам ЕНТ? Может потому, что большинство уроков проходит по старой схеме: учитель дает знания в готовом виде, ученики принимают такие знания, а не добывают их сами. А что изменится, если я буду внедрять идеи 7 модулей Программы Кембриджского университета на своих уроках? Возможность окунуться в данные исследования поначалу вызвала кучу вопросов и очередную волну страха и раздражения. Дама в стильной Черной шляпе предупредила о возможных негативных моментах: на подготовку уроков будет уходить еще больше времени, бумаги на составление КСП и ССП потратишь вдвое больше, а уж сколько сил будет потеряно и моральных, и физических – никто пока не измерял. Вопросы, на которые ты постоянно будешь искать ответы сама. Например, формативное оценивание? Неужели оно действительно служит оцениваем для обучения , а не привычным оцениванием обучения с помощью школьных «лейблов»? Твои преобразования не всем придутся по нраву в школе. Обязательно встретишься с недопониманием коллег, банальной завистью, перерастающей в остракизм. Ведь было же такое во время практики. Помнишь первый день, когда ты пришла из школы после встречи с учителями и просто рыдала от волны непонимания, которая захлестнула и утопила твой энтузиазм. А ты, наивная, думала, что всё будет хорошо, и тебя примут с восторгом и благоговением. Но не тут-то было…Хорошо, что подруги-коллеги не подвели и помогли вытянуть практику, но ты осталась недовольна результатами, можно было сделать лучше. «Ну чему тут можно позавидовать? «Да многому», - вмешалась с позитивом Желтая шляпа. Ведь ты все-таки справилась с отчетами, которые писала ночами после уроков, да и презентацию сама сделала, что вызвало у тебя чувство гордости. Ты многому научилась, стала находить другие подходы к людям, которые были тебе нужны. А уж тот факт, что 3 учителя во время твоей практики согласились сотрудничать и выбрали тему самообразования, созвучную с темой твоего исследования: «Как приемы критического мышления «Карта ума» и «Фишбоун» способствуют формированию навыков грамотности чтения при работе учащихся 3-х, 6-х классов с текстами», вызвал у тебя бурю положительных эмоций. А после того, как совсем недавно, в феврале, изменился формат заданий ВОУД, я думаю, сторонников твоих преобразований прибавится: ведь именно на анализе текста основаны нынешние новые задания внешней оценки учебных достижений учащихся. Значит, это победа твоей дальновидности, в которую, безусловно, верили только верные друзья. «Дети заинтересуются наконец-то твоими скучными, по мнению учащихся, предметами», - таков прогноз дамы в Зеленой шляпе. Ведь они сами будут ставить себе оценки, научатся работать в группе, станут мыслить по-другому, творчески. Помнишь, какой азарт вызвало составление «Карты ума» у ребят, а особенно у детей со слабой мотивацией к обучению. Ведь как приятно видеть, что твой слабенький ученик Ваня С. приклеил стикер на сегмент: «Мне было легко и интересно на уроке». А Витя З. с радостью ждет рабочего листа с шаблоном рыбки, так ласково он называет сложную схему «Фишбоун». Заполняя её, пусть даже с заложенными мною в схеме подсказками, он, сам того не подозревая, развивает в себе сложные мыслительные процессы, тем самым «учится учиться». Но только нужно соблюдать условие: составлять для каждого ребенка на уроках такие задания, которые ему под силу и после решения которых он окажется в ситуации успеха. Задания тоже не совсем обычные, а практико-ориентированные. Только те, которые потом можно применить в жизни, чтобы развивать навыки функциональной грамотности, о которой так много говорят. Тот факт, что казахстанские учащиеся занимают предпоследнее место по уровню развития навыков грамотности чтения в Международном исследовании PISA последних лет, безусловно, у меня, как учителя русского языка и литературы, вызывает тревогу. Неужели все усилия, предпринимаемые мной на уроках, напрасны? Вот тут-то и появилась дама в эффектной шляпе Синего цвета и спросила меня: «А ты на своих уроках развиваешь у ребят навыки грамотного чтения?» Благодаря курсам я попробовала исследовать эту проблему у себя в школе. Ведь миссия, обозначенная в плане развития под красивым названием «Школа успеха» состоит именно в формировании функционально грамотной личности выпускника школы. Как же я смогу сформировать эту личность на своих уроках? «Зачем изучать русскую словесность, она же в жизни не пригодится, да и русский тоже», - иногда такие вопросы я слышу от своих учеников, и обязательно привожу доказательства к данному тезису. «Ну и какие это доказательства?» - спросила дама в Белой шляпе. «Как это все будет выглядеть на конкретном уроке?» Русскую словесность нужно изучать для того, чтобы развивать важные и необходимые для жизни компетенции человека. Под компетенцией я понимаю действия, которые должен совершить человек в конкретной жизненной ситуации. Во-первых, на уроках русского языка и словесности мои ученики развивают языковую компетенцию: умение говорить и писать на русском языке. Приобщение к шедеврам русской изящной словесности позволит говорить красиво и правильно. Во-вторых, предмет «Русская словесность» помогает развить базовые компетенции, такие как: умение учиться, умение быть понятым, умение говорить на родном языке, умение общаться и др. В-третьих, посредством предмета «Русская словесность» осуществляется приобщение к чтению как к процессу, а это сейчас очень актуально. В-четвёртых, главным объектом изучения на уроках русской словесности и русского языка является текст, предоставляющий огромное поле для формирования и развития функциональной грамотности школьников. В-пятых, изучая шедевры русской словесности как часть культурного наследия, мои ребята сравнивают свои поступки с нравственными образцами, представленными в произведениях Пушкина, Гоголя, Толстого и других великих авторов. Чтение литературы как части искусства развивает личность, систему ценностей, идеалы, свойства характера. Личность XXI века должна не знать, а уметь жить, т.е. иметь сформированные жизненно необходимые компетенции. Развивать данные компетенции на моих уроках русского языка и русской словесности как раз и помогут идеи семи модулей Программы Кембриджского университета, которые я, несомненно, надеюсь успешно внедрять в своей школьной практике.
| |
Просмотров: 608 | Загрузок: 0 | Комментарии: 10 | |
Всего комментариев: 10 | |
| |