- В помощь учителю 1 класса
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2017"
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2019"
- Конкурс-эссе "180-degrees turn"
- Молодому педагогу
Главная » Файлы » Конкурс эссе "180-degrees turn " » КЭР (эссе на русском языке) |
15.03.2016, 23:41 | |
Направление: «Мой вклад как учителя – лидера в развитие и изменения, происходящие в моей школе» Прошло больше года с того дня, когда я, успешно сдав квалификационный экзамен, получила сертификат учителя Первого уровня. С тех пор моя педагогическая деятельность изменилась, дополнившись ее новыми формами. Чему меня научил этот прошедший год с небольшим, год работы в качестве учителя – лидера школы? Как меняется наша школа? Изменилось ли отношение большинства учителей к новым подходам в преподавании и обучении? Эти вопросы заставили меня оглянуться назад, в то, недалекое прошлое, когда мы только поняли, что нашей школе необходимы изменения, что нам пора начать изучать и применять новые подходы. Какие изменения я могу наблюдать в своей собственной практике и практике моих коллег? Руководствуясь инструкцией учителя Первого уровня, что «усиленный акцент на обучение учащихся является основным приоритетом для учителей-лидеров, являющихся для коллег примером для подражания»[1], я научилась определять более точные цели своей деятельности, видеть траекторию движения к ней через постановку и выполнение определенных, ведущих к цели, задач. И, как говорится, научился сам – научи другого: что я и делала, работая в нашей мини фокус группе. В течение периода обучения мы с коллегами учились ставить перед собой конкретные СМАРТ – цели. Вначале это у нас, признаться, не получалось. И почему - то особенно у тех учителей, которые имеют длительный стаж работы. Анализируя поставленные на какой - либо урок цели, мы отмечали, что в них мало конкретностей, часто это были размытые избитые фразы, типа «формирование представления» или «развитие умения пересказывать текст» и т.п. Когда же мы стали тренироваться ставить конкретные, четкие, определенные во времени, достижимые и измеримые цели, мои коллеги признались, что они стали выполнимые, чем те, которые были у них ранее. Прежде чем начать какие – либо изменения, нам необходимо было ответить на вопрос «Где мы находимся сейчас?», а потом уже ставить перед собой вопрос «Куда нам надо двигаться?». Это касается как изменений в своей собственной деятельности, так и изменений в деятельности коллег и всей школы, в целом. Научившись диагностировать свою деятельность, научила этому своих коллег. Наблюдения за поведением и деятельностью детей на уроке, анкетирование учащихся, беседы с коллегами о проблеме вовлеченности учащихся на уроке раскрыли направление наших будущих изменений. Будучи на практике во время прохождения курсов, я работала по формативному и суммативному оцениванию. Многие мои коллеги, посетив серию коуч – сессий, начали осваивать такой вид оценивания как оценивание для обучения, т.е. формативное оценивание. А вот после учебы мне пришлось пересмотреть свои планы. Посещение уроков учителями - уровневиками и администрацией школы выявило, что наши коллеги имели затруднения с анализом своего урока, а учащиеся на некоторых уроках просто скучали. Дальнейшее анкетирование учителей показало, что наши коллеги нуждаются в освоении таких форм деятельности учителя как педагогическое рефлексирование и критическое мышление, а также для вовлеченности учащихся в учебный процесс начать применять на уроках активные формы работы в классе с применением методов и стратегий РКМ. «Рефлексия учителя – это способность учителя оценить свою педагогическую деятельность, понять как его воспринимают дети и другие люди» [2]. Дело в том, что из 42 учителей в школе только лишь 4 человека (или 9% учителей) прошли курсы по развитию критического мышления у учащихся и имели соответствующие сертификаты. На малом педагогическом совете мы решили, что на данном этапе развития школы нам необходимо овладение методикой развития критического мышления у учащихся. Взяв темой Плана развития школы данное направление, мы не ошиблись. Во- первых, у нас был для этого в наличии главный ресурс: четыре обученных РКМЧП учителя, которые могли бы поделиться своим опытом по применению стратегий критического мышления. Во- вторых, нашлись коллеги, которые хотели обучиться на курсах по РКМЧП. Мы планировали, что коллег будут обучать специалисты – тренера. Для этого еще в начале года мы составили списки, собрали оплату. Но, к сожалению, пока до сих пор тренера не смогли приехать к нам в школу. А чтобы не терять драгоценное время, мы решили, что будем проводить мастер – классы обученных РКМЧП учителей и коуч – сессии по данное теме. И действительно, время показало, что все это было сделано своевременно. Проведенные коуч – сессии по критическому мышлению, подготовленные учителями 1 и 2 уровня, показали, что интерес учителей к данному подходу высок. Мастерство коуча оттачивается в процессе коучинга, поэтому коуч – сессии становились с каждым все насыщеннее и результативнее. На коуч – сессиях мы знакомили учителей со стратегиями критического мышления, а в ходе занятий они учились применять их на уроке так, чтобы каждая стратегия была применена методически соответственно поставленным целям и задачам урока. Меня как учителя - лидера порадовало, что наши обучаемые в стенах школы учителя показали применение активных методов не только в стенах школы, но и на районном уровне (несертифицированный учитель английского языка Ж. провела урок в 8 классе в новом формате в другой школе района, а несертифицированный учитель казахского языка и библиотекарь школы Р. провела коуч – сессию для библиотекарей района). Коуч – сессии объединяют малые группы учителей. Мы стали теснее общаться друг с другом. Стало обычным делом проводить занятия в группе с чаепитием (т.н.«кофе- брейк»). Я заметила, что комфортные условия, созданные во время занятий, привлекают все больше и больше учителей. Вот уже и отъявленные скептики заинтересовываются начать изменения в своей педагогической практике, глядя на нас. Активность методической деятельности школы можно отследить по внешним показателям школы. Так, за этот период в стенах школы мы организовали районные семинары учителей истории, языковедов, учителей физической культуры и НВП, семинар директоров школ по проблеме Планирования развития школы. Внутришкольные семинары учителей – предметников по применению активных методов обучения и критического мышления, по использованию ИКТ на уроках, в том числе и при подготовке к ЕНТ, стали привычным делом. Педагогические и методические совещания мы уже с прошлого года проводим в активном и интерактивном режиме. Раньше учителя на педсоветах любили сидеть на задних партах и заниматься своим делом (проверка тетрадей, поурочный план), а теперь они привыкли, что совещания начинаются с тренингов по сплочению, что всех их на этом «заседании» ждет большая творческая работа, когда они сами, например,формируют направления и шкалу рейтинга или планируют как будут работать с одаренными и талантливыми учащимися. Надо отметить, что на нашем пути возникали различные трудности. Особенно трудно было убедить моих подопечных учителей осваивать составление среднесрочного планирования. До сих пор это направление изменений практики учителей в нашей школе хромает на обе ноги. Чтобы убедить других учителей я должна сама, на своей собственной практике, показать все преимущества ССП. Поэтому планирую организовать мастер – классы учителей - уровневиков по вопросу ССП. При составлении плана отдельного урока учитель становится автором сценария и режиссером - постановщиком одновременно. А при составлении среднесрочного плана учитель является уже «режиссером» целого «сериала», когда есть замысел (цель серии уроков), интрига (задачи, решаемые на каждом отдельном уроке), кульминационный момент (тесты) и «заключительная серия», т.е. последний урок из серии уроков, во время которого ученики синтезируют полученные знания, применяя на практике и оценивая сами себя, находя ответ на поставленный на первом уроке проблемный вопрос. Не зря учитель Первого уровня - это учитель продвинутого уровня. В Руководстве 1 (продвинутого) уровня отмечено, что «Лидерство, направленное на обучение, сфокусировано на процессах обучения и на результатах учащихся, а также учителей в целях достижения высокого качества преподавания» [1]. Что же такое быть продвинутым лидером среди равных тебе коллег? Раньше я никогда не задумывалась о лидерстве как о понятии, относящемся к учительству. Теперь поняла, что лидерство бывает разным. Понятие «лидерства» я разделила на 3 вида: формальное, действительное и подлинное лидерство. Раньше мне казалось, что учитель, получив диплом, автоматически становится лидером в классе, человеком, от которого зависит успеваемость ученика. Но все больше и больше размышляя о статусе учителя - лидера, прихожу к выводу, что быть лидером, как среди коллег, так и среди учеников нельзя номинально (т.е. только формально). Лидерство развивается лишь в процессе деятельности. Номинальный лидер становится действительным лидером только тогда, когда за ним пошли другие. В моей практике обучения коллег я заметила, что мои подопечные изменились и изменили свое отношение к окружающим: они стали активнее в общественной жизни школы, увереннее в себе. Они не шли за мной, они равнялись на меня. Третий вид лидерства – «подлинное лидерство». Мне нравятся слова Р. Нейдера о подлинном лидерстве: «задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером»[3]. Значит, «действительный» лидер становится «подлинным» лидером только тогда, когда вырастит из своих подопечных новых лидеров. Пока мои подопечные учителя еще идут за мной. Значит, я пока еще лидер «действительный». Но верю, что не далек тот день, когда мои коллеги станут лидерами, станут сами активнее меня помогать другим учителям. В этом случае, я буду только рада за них. Я думаю, что мы, учителя – лидеры, в образовании все- таки приносим пользу. Моя подопечная, учитель начальных классов часто говорит: «После занятий с Вами у меня появляются крылья». Я почувствовала свою «нужность» для коллег и, как следствие, свою ответственность за них, за их профессиональный рост. Когда они достигают новых высот, это значит что и я выросла вместе с ними. Их заслуженная награда и для меня есть моя высшая награда. Их простое «спасибо, Вам!» приносит мне огромное моральное удовлетверение и убежденность в том, что я не случайно получила статус учителя – лидера. Хочется соответствовать этому статусу и в дальнейшем стать «подлинным» лидером. Использованнная литература:
| |
Просмотров: 612 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | |
| |