Четверг, 02.05.2024, 20:31
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Конкурс эссе "180-degrees turn " » КЭР (эссе на русском языке)

КЭР4 Иксанова Лариса Муратовна, учитель Узункольская СОШ ЗКО
15.03.2016, 23:41

Направление: «Мой вклад как учителя – лидера в развитие и изменения, происходящие в моей школе»

Прошло больше года с  того дня, когда я, успешно сдав квалификационный экзамен, получила сертификат учителя Первого уровня. С тех пор моя педагогическая деятельность изменилась, дополнившись ее новыми формами. Чему меня научил этот прошедший год с небольшим, год работы в качестве учителя – лидера школы? Как меняется наша школа? Изменилось ли  отношение большинства учителей к новым подходам в преподавании и обучении? Эти вопросы заставили меня оглянуться назад, в то, недалекое прошлое, когда мы только поняли, что нашей школе необходимы изменения, что нам пора начать изучать и применять новые подходы.

Какие изменения я могу наблюдать в своей собственной практике и практике моих коллег? Руководствуясь инструкцией учителя Первого уровня, что «усиленный акцент на обучение учащихся является основным приоритетом для учителей-лидеров, являющихся для коллег примером для подражания»[1], я научилась определять более точные цели своей деятельности,  видеть  траекторию движения к ней через постановку и выполнение определенных, ведущих к  цели,  задач. И, как говорится, научился сам – научи другого: что я и делала, работая в нашей мини фокус группе. В  течение  периода обучения  мы с коллегами учились ставить перед собой конкретные СМАРТ – цели.  Вначале это у нас, признаться, не получалось.  И почему - то особенно у тех учителей, которые имеют длительный стаж работы. Анализируя поставленные на какой - либо урок цели, мы отмечали, что в них  мало конкретностей, часто это были размытые избитые фразы, типа «формирование представления» или «развитие умения пересказывать текст» и т.п. Когда же мы стали тренироваться ставить конкретные, четкие, определенные во времени, достижимые и измеримые цели, мои коллеги признались, что они стали выполнимые, чем те, которые были у них ранее.

Прежде чем начать какие – либо изменения, нам необходимо было ответить на вопрос «Где мы находимся сейчас?», а потом уже ставить перед собой вопрос «Куда нам надо двигаться?».  Это  касается как изменений в своей собственной  деятельности, так и изменений в деятельности коллег и всей школы, в целом.  Научившись диагностировать свою деятельность,  научила этому своих коллег. Наблюдения за поведением и деятельностью детей на уроке, анкетирование учащихся, беседы с коллегами о проблеме вовлеченности  учащихся  на уроке раскрыли направление наших будущих изменений.

Будучи на практике во время прохождения курсов, я работала по формативному и суммативному оцениванию. Многие мои коллеги, посетив серию коуч – сессий, начали осваивать такой вид оценивания как оценивание для обучения, т.е. формативное оценивание.  А вот после учебы мне пришлось пересмотреть свои планы. Посещение уроков учителями  - уровневиками и администрацией школы выявило, что наши коллеги имели затруднения с анализом своего урока, а учащиеся на некоторых уроках просто скучали. Дальнейшее анкетирование учителей показало, что наши коллеги нуждаются в освоении таких форм деятельности учителя как педагогическое рефлексирование и критическое мышление, а также для вовлеченности учащихся в учебный процесс начать применять на уроках активные формы работы в классе с применением методов и стратегий РКМ. «Рефлексия учителя  – это способность учителя  оценить свою педагогическую деятельность, понять как его воспринимают дети и другие люди» [2]. Дело в том, что из 42 учителей в школе только лишь 4 человека (или 9% учителей) прошли курсы по развитию критического мышления у учащихся и имели соответствующие сертификаты. На малом педагогическом совете мы решили, что на данном этапе развития школы нам необходимо овладение  методикой развития критического мышления у учащихся. Взяв темой Плана развития школы данное направление, мы не ошиблись. Во- первых, у нас был для этого в наличии главный ресурс: четыре обученных РКМЧП учителя, которые могли бы поделиться своим опытом по применению стратегий критического мышления. Во- вторых, нашлись коллеги, которые хотели обучиться на курсах по РКМЧП. Мы планировали, что коллег будут обучать специалисты – тренера. Для этого еще в начале года мы составили списки, собрали оплату. Но, к сожалению, пока до сих пор тренера не смогли приехать к нам в школу. А чтобы не терять драгоценное время, мы решили, что будем проводить мастер – классы  обученных РКМЧП учителей и коуч – сессии по данное теме. И действительно, время показало, что все это было сделано своевременно.

Проведенные коуч – сессии по критическому мышлению, подготовленные учителями 1 и 2 уровня, показали, что интерес учителей к данному подходу высок. Мастерство коуча оттачивается в процессе коучинга, поэтому коуч – сессии становились с каждым  все насыщеннее и результативнее. На коуч – сессиях мы знакомили учителей со стратегиями критического мышления, а в ходе занятий  они учились применять их на уроке так, чтобы каждая стратегия была применена методически соответственно поставленным целям и задачам урока. Меня как учителя - лидера порадовало, что наши обучаемые в стенах школы учителя показали применение активных методов не только в стенах школы, но и на районном уровне (несертифицированный учитель английского языка Ж. провела урок в 8 классе в новом формате в другой школе района, а несертифицированный учитель казахского языка и  библиотекарь школы Р. провела коуч – сессию для библиотекарей района).   

Коуч – сессии объединяют малые группы учителей. Мы стали теснее общаться друг с другом. Стало обычным делом проводить занятия в группе с чаепитием (т.н.«кофе- брейк»). Я заметила, что комфортные условия, созданные во время занятий, привлекают все больше и больше учителей. Вот уже  и отъявленные скептики заинтересовываются начать изменения в своей педагогической практике, глядя на нас. Активность методической деятельности школы можно отследить по внешним показателям школы. Так, за этот период в стенах школы мы организовали районные семинары учителей истории, языковедов, учителей физической культуры и НВП, семинар директоров школ по проблеме Планирования развития школы. Внутришкольные семинары учителей – предметников по применению активных методов обучения и критического мышления, по использованию ИКТ на уроках, в том числе и при подготовке к ЕНТ, стали привычным делом. Педагогические и методические совещания  мы уже с прошлого года проводим в активном и интерактивном режиме. Раньше учителя на педсоветах любили сидеть на задних партах и заниматься своим делом (проверка тетрадей, поурочный план), а теперь они привыкли, что совещания начинаются с тренингов по сплочению, что всех их на этом «заседании» ждет большая творческая работа, когда они сами, например,формируют направления и шкалу рейтинга или планируют как будут работать с одаренными и талантливыми учащимися.

Надо отметить, что на нашем пути возникали различные трудности. Особенно трудно было убедить моих подопечных учителей осваивать составление среднесрочного планирования.  До сих пор это направление изменений практики учителей в нашей школе хромает на обе ноги. Чтобы убедить других учителей я должна сама, на своей собственной практике, показать все преимущества ССП. Поэтому планирую организовать мастер – классы учителей - уровневиков по вопросу ССП. При составлении плана отдельного урока учитель становится автором сценария и режиссером  - постановщиком одновременно. А при составлении среднесрочного плана  учитель является уже «режиссером» целого «сериала», когда есть замысел (цель серии уроков), интрига (задачи, решаемые на каждом отдельном уроке), кульминационный момент (тесты) и «заключительная серия», т.е. последний урок из серии уроков, во время которого ученики синтезируют полученные знания, применяя на практике и оценивая сами себя, находя ответ на поставленный на первом уроке проблемный вопрос.

Не зря учитель Первого уровня  - это учитель продвинутого уровня. В Руководстве 1 (продвинутого) уровня отмечено, что «Лидерство, направленное на обучение, сфокусировано на процессах обучения и на результатах учащихся, а также учителей в целях достижения высокого качества преподавания» [1]. Что же такое быть продвинутым лидером среди равных тебе коллег? Раньше я никогда не задумывалась о лидерстве как о понятии, относящемся к учительству. Теперь поняла, что лидерство бывает разным. Понятие «лидерства» я разделила на 3 вида: формальное, действительное и подлинное лидерство. Раньше мне казалось, что учитель, получив диплом, автоматически становится лидером в классе, человеком, от которого зависит успеваемость ученика. Но все больше и больше размышляя о статусе учителя - лидера, прихожу к выводу, что быть лидером, как среди коллег, так и среди учеников нельзя номинально (т.е. только формально). Лидерство развивается лишь в процессе деятельности. Номинальный лидер становится действительным лидером только тогда, когда за ним пошли другие. В моей практике обучения коллег я заметила, что мои подопечные изменились и изменили свое отношение к окружающим: они стали активнее в общественной жизни школы, увереннее в себе. Они не шли за мной, они равнялись на меня. Третий вид лидерства – «подлинное лидерство». Мне нравятся слова Р. Нейдера о подлинном лидерстве: «задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером»[3]. Значит, «действительный» лидер становится «подлинным» лидером только тогда, когда вырастит из своих подопечных новых лидеров.  Пока мои подопечные учителя еще идут за мной. Значит, я пока еще лидер «действительный». Но верю, что не далек тот день, когда мои коллеги станут лидерами, станут сами активнее меня помогать другим учителям. В этом случае, я буду только рада за них.

Я думаю, что мы, учителя – лидеры, в образовании все- таки приносим пользу. Моя подопечная, учитель начальных классов часто говорит: «После занятий с Вами у меня появляются крылья». Я почувствовала свою «нужность» для коллег и, как следствие, свою ответственность  за них, за их профессиональный рост. Когда они достигают новых высот, это значит что и я выросла вместе с ними. Их заслуженная награда и для меня есть моя высшая награда. Их простое «спасибо, Вам!» приносит мне огромное моральное удовлетверение и убежденность в том, что я не случайно получила статус учителя – лидера. Хочется соответствовать этому статусу и в дальнейшем стать «подлинным» лидером.

Использованнная литература:

  1. Руководство 1 (продвинутого) уровня, Астана, 2013г.
  2. http://pedagogical.academic.ru/    - определение педагогической рефлексии
  3. 3. А. Жалевич, Большая книга о смысле жизни и предназначении

 

 

 

Категория: КЭР (эссе на русском языке) | Добавил: Admin
Просмотров: 612 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
avatar
1 azik_85_kz • 10:45, 16.03.2016
Считаю что тема эссе раскрыта. Сохраняется структурная связь. Показана проблема и пути решения этих проблем.
avatar
0
2 Administrator • 12:31, 21.03.2016
С интересом читалось начало эссе, потом расстроилась, ну вот пошел отчет о проделанной работе, не согласна  с мнением автора относительно важности изучения самой технологии РКМЧП и преподавании ее тренерами, ведь нам на курсах давали достаточно информации по данному модулю, к тому же модуль "Критическое мышление" разнится с самой технологией, с которой мы знакомились ранее. Не согласна и с тем, что "на коуч – сессиях мы знакомили учителей состратегиями критического мышления, а в ходе занятий  они учились применять их", а разве это были коуч-сессии? ведь на коучинге мы помогаем найти пути решения проблем, а знакомим на семинарских занятиях. 
    НО какое удовольствие от эссе я получила дальше, когда автор стал размышлять о лидерстве, соотносить свои изменения с тем, к какому виду лидерства он относит себя на данном этапе, прекрасное размышление! Да, учитель 1 уровня, он именно ЛИДЕР, а вот какой он лидер во многом зависит от самого себя! Вам удается быть лидером, удачи Вам в дальнейшем путешествии в страну "Лидерства"!
avatar
0
3 Admin • 13:20, 23.03.2016
Спасибо автору за предоставленные размышления. В них я заметила некоторые спорные моменты для себя, например, «несертифицированный учитель казахского языка и библиотекарь школы Р.провела коуч – сессию для библиотекарей района». На сколько я знаю, коучин гпроводится не по тому что «так надо», а потому что возникла какая-то проблема, решение которой можно найти в диалоге. Какая общая проблема возникла среди библиотекарей района? Если она есть, то как была выявлена? Может это все и было, но просто не изложено?
Почему я затронула это? Потому что и в своей школе я с этим сталкиваюсь. Верхи сказали «надо», учителям надо сказать «есть»… А результат? На что был направлен коучинг и есть ли результат после его проведения? А это уже другая история… Без ответа…
И очень понравилось изложение автора о видах лидерства и его собственные размышления по поводу себя, как лидера. Вот за это спасибо. Очень понравилось…
avatar
4 aksh77 • 20:34, 23.03.2016
Очень интересная работа, автор сумел раскрыть тему своего эссе! удачи Вам, коллега!
avatar
5 Larisa • 22:21, 23.03.2016
Очень хорошие размышления! Но вот об изучении ТРКМ  удивлена. А разве учителя не занимаются самообразованием? Весь интернет, если копнёшь - пестрит этими технологиями. Лично я с этими приёмами была знакома. точно не скажу примерно с 2002 года, а может и раньше  по газетам и журналам. Журнал Начальная школа(Россия), Начальная школа Казахстана, а газета "Первое сентября". И применяла эти стратегии, но это было как у первооткрывателя, бессистемно. Успехов в вашей Лидерской работе!
avatar