Воскресенье, 19.05.2024, 11:05
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Материалы обучаемых учителей » Рефлексивные размышления

Рефлексивный отчет по модулю "Обучение критическому мышлению"
[ Скачать с сервера (19.6 Kb) ] 04.03.2016, 04:46
Рефлексивный отчет
по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению»

Михеева Елена Леонидовна
Учитель начальных классов второй категории
Дарьинской СОШ Зелёновского района

Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель. Если учитель имеет только
любовь к ученику, как отец, мать, - он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет
любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой

Стратегия современного образования в Казахстане дает возможность для разностороннего развития всем без исключения, позволяет реализовать творческий потенциал, который, несомненно, в каждом человеке заложен самой природой. Для меня, как для преподавателя, развитие играет огромную роль. Мне кажется, что развитие – это постоянный поиск и исследование. Мне нравится внедрять новое, люблю наблюдать за реакцией детей, когда они встречаются с « незнакомым» в своей деятельности. Глядя на них, я делаю выводы об эффективности моих внедрений. Я считаю, что в современном мире необходимо постоянно расти и развиваться. Это желание каждый должен поддерживать внутри себя, как самое важное для выживания. Это сравнимо с важностью огня в костре для первобытного человека, ведь если он потухнет, то погибнет все племя. Так и наше развитие – это жизнь.
Посетив занятия , которые прводила для нас учитель первого уровня Багайдина С.Н., я узнала много нового в деятельности современного педагога, а именно о внедрении семи модулей в проведение урока. Мне было интересно, как можно применить их на практике. Данные занятия помогли мне заметить то , что у меня поменялось мышление о преподавании и о том, какими способами можно донести знания до учащихся. Я поняла, что для того, чтобы формировать и развивать мышление учащихся, мне как учителю, небходимо было отойти от старых методов обучения, когда педагог сам объясняет материал, задает вопросы и порой не дождавшись ответа от аудитории учащихся сам же на него отвечает. Современное образование дает возможность детям самим в ходе беседы открыть новые знания, ответить на поставленный вопрос.
В своей педагогической деятельности я применяю элементы критического мышления и считаю, что критическое мышление необходимо развивать именно с начальных классов. Развитие критического мышления у школьников подразумевает умение решать проблемут.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика.
Одним из качеств, которое необходимо современному школьнику, является умение критически мыслить. Хочется вспомнить слова Абая Кунанбаева «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.»
Стремясь развивать критическое мышление у детей, прежде всего я сама должна уметь критически мыслить. что предполагает развитие критического мышления не только у детей, но и у учителя. Развитие критического мышлении у человека позволяет выработать такие качества, как: целеустремлённость, ответственность, независимость, уверенность в себе, способность к самообучению.
Все мы, находясь в современном обществе, сталкиваемся с огромным потоком информации. Каждый человек должен уметь критически мыслить, для того чтобы оценить ситуацию, социально адаптироваться в обществе, чувствовать себя комфортно, быть полезным для общества.
В современном мире человек должен быть конкурентоспособным членом общества, поэтому он должен мыслить критически, т.е. уметь анализировать, размышлять, критиковать, оценивать, быть способным обучаться самостоятельно, стремиться к самосовершенствованию. Школа играет важную роль в становлении личности, привитии ей определённых навыков и умений. Именно школа призвана воспитать образованную, свободную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Учителю на уроке необходимо сотрудничать с детьми, выступать равным партнёром для них, учитель должен дать возможность раскрыться каждому ребёнку, выработать у детей умение мыслить и убедить каждого ученика в его уникальности. Таким образом, на уроке ученики из разряда пассивных слушателей должны перейти в разряд активных участников познавательного процесса. Центральной фигурой на уроке должен быть не учитель, а ученик.
В своей работе я поставила для себя цель - способствовать развитию критического мышления у учащихся, а также воспитывать в них людей, стремящихся учиться в течение всей жизни. Но для того, чтоб воплотить свою учебную цель, необходимо и мне самой: мыслить критически, устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение, строить обучение на основе методов критического мышления, активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность, Определила цели для учеников: мыслить критически, брать на себя ответственность за собственное обучение, работать сообща.
На своих уроках часто применяю деление детей на группы. Для этого использую различные приемы. Так, например, прием «Цветы». В моём классе обучается 21 человек. С помощью данного приема я разделила их на 4 группы. Ребята выбирали наиболее понравившиеся названия цветов. Хочется отметить, что поначалу, не все дети сразу включались в работу в группе, т.к. привыкли традиционно получать определённую порцию информации, а не добывать её самостоятельно. У детей не было навыков общения в группе, они не умели задавать вопросы друг другу для обмена знаниями. На вопросы дети отвечали не полными, односложными ответами, не могли привести весомые аргументы своего ответа, доказывать, оценивать. Ребята много шумели, спорили, данный вид работы в группе не дал должных результатов, не был впечатляющим. Получилось так что в одной группе оказалось 3 лидера и работа там сразу не заладилась, что привело к тому, что один ученик потерял интерес к заданию и к уроку в целом. Свое недовольство работой он выразил в рефлексии урока, поставил грустный смайлик.
Поэтому следующий прием деления на группы я выбирала уже более обдуманно. Я подошла к нему с психологической точки зрения, а также учитывая психологические особенности учащихся начальных классов. Заранее мною был проработан состав всех 4 групп, которые, на мой взгляд смог бы мыслить совместно критически, брали бы на себя ответственность за собственное обучение, работали сообща, при этом, не нарушая дисциплины и сохраняя взаимоуважение друг другу. Моё новое деление на группы, дало значительно лучший результат, чем первоначальный.
Развитию критического мышления школьников на уроке способствует диалог, а в большей степени исследовательская беседа. Получая задания для работы в группах дети делают выводы, дискуссируют, составляют постеры.Диалог с другим учеником дает возможность углубить свои знания, расширять свой кругозор. Каждый ребенок осознает именно свою значимость для команды. Презентуя свои постеры по той или иной теме, ребята показывают свое умение аргументировать свои ответы, доказывать и, конечно же, оценивать ответ своего товарища.
При просмотре презентации на уроке познания мира по теме «Вращение Земли вокруг своей оси» каждый учащийся группы вел «Бортовой журнал». Потом ребята поделились своими записями, дополняли друг друга, выслушивали, советовались, делали выводы, которые соответствовали их возрастным особенностям. Командный дух в дальнейшем сплотил учеников, им понравилось в общении друг с другом проводить обмен своими знаниями, достигать единой цели. Я считаю, что очень интересно и необходимо применять различные методы обучения для расширения знаний учащихся по предмету, развития критического мышления, формирования способности синтезировать информации и идеи, умение делать выводы, развития умения оценивания с целью определения уровня обученности. Работа с маршрутной картой на уроках помогает мне увидеть насколько был усвоен учебный материал учащимися.
Для того, чтобы выявить знания учащихся по теме «Вращение Земли вокруг своей оси» я использовала «Ромашку Блума». Данный прием показал на каком уровне познавательная деятельность учащихся (А,В,С). Дети испытывали затруднения во время ответов по «Ромашке Блума» из-за недостаточно развитой речи и недостатка информации в учебнике. Я сделала, вывод, что необходимо использовать на уроке презентации, дополнительный материал.
При проведении уроков я смогла убедиться, что использование элементов развития критического мышления очень даже эффективно, к тому же такие методы оказались для обучаемых настолько интересными, что они пожелали, чтобы дальнейшие наши уроки проходили именно таким интересным образом.
Мои ученики воспринимают приемы для развития критического мышления , которые я применяю на уроках, позитивно. На мой взгляд, их интерес к изучению предмета значительно вырос, а главное, они стали более свободны в своих размышлениях, учатся давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Практически на каждом уроке дети пытаются самостоятельно ставить учебные задачи, а это уже формирование умения планировать, организовать свой труд.
Проведение рефлексии учащимися на уроках ещё раз заставляло учащихся обратиться к теме, обменяться мнениями, поразмышлять над своими достижениями в усвоении материала, соотнести новые знании с уже имеющимися знаниями, оценить собственные достижения в знаниях. Это способствует не только лучшему осмыслению темы урока, но и запоминанию. На уроках дети проводили рефлексию в устной и письменной форме. Они писали на листах обратной связи о том что знали, что узнали, что им было непонятно, оценивали свою работу на уроке, работу своих одноклассников, урок в целом.
На своих уроках я стараюсь применять различные приемы рефлексии. Так, например, ребятам очень нравиться прием рефлексии карточка с заданием «Продолжи фразу»:
- Мне было интересно….
- Мы сегодня разобрались…
- Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Также в заключении урока провожу рефлексию «Солнышко». Дети показывают свое настроение, прикрепляя стикер на:
- солнышко
- солнышко с тучкой
- тучку
- тучку с дождиком
- тучку с молнией
Я считаю, что развивая критическое мышление на уроке, я приближаю процесс обучения к реальной жизни. Начиная урок мозговым штурмом или мозговой атакой, я побуждаю своих детей к активным действиям, размышлениям.
Разъяснительные вопросы составляют основу мозгового штурма, они вызывают интерес к теме. Именно правильно заданный вопрос вовлекает в работу и углубляет понимание ученика. Используя групповую работу или работу в парах, в процессе совместного диалога, дети учатся анализировать, высказывать своё мнение, не бояться быть услышанным, критиковать другого, находить ошибки, исправлять, слушать друг друга, приходить к общему мнению, но все это в моем классе на начальной стадии развития, но результаты есть. Применение элементов критического мышления на уроках позволило не принимать истину в готовом виде, а отыскивать её самому, что способствовало эффективности учебного процесса.
В результате у детей повысился интерес к предмету, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированы. Дети стали более активными, более уважительными друг к другу. На уроках они учились думать, рассуждать, анализировать, они стали предлагать свои идеи, выбирать главное, они стали оспаривать мнение своих одноклассников, оценивать свою деятельность на уроке, учились делать выводы, у детей повысилась мотивация к учению. Использование элементов критического мышления на уроках позволило мне способствовать развитию у детей самостоятельности и критически подойти к учебному процессу.
Постараюсь больше узнать о приемах развития критического мышления, применимым именно для данного возраста, ознакомить ребят и использовать их в своей практике.
Категория: Рефлексивные размышления | Добавил: Светлана
Просмотров: 2213 | Загрузок: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar