Суббота, 27.04.2024, 01:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Страничка тренера Катаева Е. С. » Материалы тренера Катаева Е. С.

Некоторые подходы в изучении деятельности школ
19.07.2016, 08:20

Катаев Е.С., 1997


Основными факторами, определяющими деятельность школы, принято считать наличие обоснованной программы развития, отла-женной организационной системы школы, согласованного внешнего окружения, людских ресурсов, то есть управленческого, педагогиче-ского и др. персонала.
Кадровый потенциал (человеческий фактор) является главным, решающим, так как разработка программ развития организации, ее реализация и корректировка, организация механизма управления и характер взаимодействия школы с окружением осуществляются, конкретными людьми (директорами, учителями, воспитателями и др.).
В ходе демократических процессов в системе образования, де-централизации и повышения самостоятельности организаций образо-вания, многие школы пытаются определять собственные стратегии развития, что усиливает взаимосвязь вопросов профессионализации и оценки организационного обновления.
В течение последних лет усилия организаторов образования со-средотачивались на совершенствовании учебных планов, развитии новых учебных программ, внедрении новых технологий, а улучше-ние профессиональных качеств педагогических кадров не рассматри-валось как решающее условие для повышения качества предоставля-емого образования. Об этом свидетельствовали такие факты, как уменьшение количества студентов педагогических специальностей, отсутствие средств на повышение квалификации педагогических кад-ров, закрытие в некоторых регионах институтов переподготовки и повышения квалификации учителей.
За годы суверенитета в стране были предприняты два крупных движения в области оценки образования. Первое, которое началось в 1993 году, касалось оценки учебных успехов учащихся методом те-стирования и выражалось, прежде всего, вступительными экзаменами в вузы. Начатый опыт был широко поддержан в школах учащимися, учителями и был официально принят государством, как новая мо-дель формирования студенческого контингента с 1999 года.
Наряду с исключением субъективного фактора в оценке знаний абитуриента практическим результатом этого движения было созда-ние Национального центра государственных стандартов образования и тестирования и подготовка банка данных стандартов в области оценки знания учащихся.
Второе – это создание Академии образования, разработка гос-ударственных образовательных стандартов общего среднего образо-вания и апробации учебников нового поколения.
Подобное решение имеет целью не столько повышение качества содержания имеющихся учебников, сколько - политический шаг по установлению исторической объективности в освещении учебного материала (особенно гуманитарных дисциплин).
Вопросы внедрения новой модели формирования студенческого континента, а в перспективе и аттестации учащихся школ посред-ством тестирования, измерения успешности обучения, получили дальнейшее развитие в законе «Об образовании» (1999 г.) и Госу-дарственной программе «Образование» (2000 г.).
Мы рассматриваем образовательный процесс, как целостный педагогический процесс, т.е. совокупность сложных взаимодействий их участников, объединенных общей концепцией и обусловленных организационной системой.
В аспекте оценки деятельности и результата можно отметить сле-дующие факты: оценку деятельности учащихся (итоги тестирования) – как результат работы педагогов; оценку организационной системы школы – как создание благоприятных условий для работы педаго-гов. Остается не завершенным цепочка в логике рассуждений, а именно оценка деятельности учителей, административного персона-ла и уровня согласованности с внешним окружением. Результаты широко используемого в школах диагностирования учителей не нашли отражения в нормативно-регулирующих документах стиму-лирующих деятельность педагогов. Используемые в настоящее время правила аттестации педагогических кадров представляют слабый рычаг в мотивации деятельности учителей, ввиду, общей низкой за-работной платы педагога, незначительной разницы в надбавках, в практике «пожизненно» присвоенной категории.
Учитывая, что процесс оценки образовательной программы школы, ее организационной системы, деятельности управленческого и педа-гогического персонала многогранный и сложный, необходимо опре-делить концептуальные основы, разработать практические модели и процедуры оценки.
Что должно быть в основе оценки деятельности организаций обра-зования? Абстрактно, в качестве объекта взять деятельность школы либо деятельность руководителя школы и педагогов в ходе образо-вательного процесса?
Оценка деятельности школы только по программе развития, планам и другой школьной документации может породить планома-нию, когда планирование и контроль превратятся в самоцель. Между тем качество работы организации и его руководителя можно оценить лишь по содержательным, результативным показателям, т.е. по каче-ству реализации целевых и социально-психологических функций.
Целевые функции внутришкольного управления подразделяются на производственную и социальную функции. Первая – подчиняется социальному заказу на обучение и воспитание детей, на подготовку их к жизни. Она включает организацию учебно-воспитательного процесса и создание необходимой учебно-материальной базы. Соци-альная – ориентирована на интересы самих педагогов, на удовлетво-рение их материальных и духовных запросов. Группа социально-психологических функций объединяет: организацию педагогического коллектива, активизацию (стимулирование), сплочение, совершен-ствование, развитие самоуправления. Мониторинг деятельности ор-ганизаций образования является средством оперативного анализа со-стояния и тенденции развития образовательного учреждения. Целью мониторинга считаем оказание практической помощи, обобщение опыта работы и определения рейтинга учреждения по сравнению с аналогичными организациями образования. В основу критериев оценки взяты основные параметры, используемые для аттестации ор-ганизаций образования, некоторые показатели внутришкольного контроля и управленческой деятельности. Необходимым условием считаем соблюдение полноты, преемственности, непрерывности ме-ханизмов мониторинга образовательного учреждения и мониторинга деятельности региональной системы образования (последнее разра-ботано и используется с 1997 года).
В отличие от аттестации, мониторинг не дает окончательного заключения на право получения лицензии или аккредитации, но воз-можны выводы организационного характера в отношении руководи-телей школ или предложения о досрочной аттестации организации.
Таким образом, мониторинг деятельности организаций образо-вания представляет систематический, оперативный, стандартизиро-ванный, открытый механизм определения и оценки реализации це-лей и планов, связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов педагогической си-стемы.
Основные принципы, которые заложены в основу мониторинга деятельности организаций образования, можно сформулировать сле-дующим образом:
- соответствие содержания и процедуры мониторинга основ-ным нормативно-правовым документам, определяющим дея-тельность образовательной организации;
- измеримость и применимость стандартов и норм с возмож-ностями школы;
- нормы должны строится на основе прошлого опыта, и опи-раться на анализ текущего состояния;
- практическая значимость процесса и результатов мониторин-га для образовательного учреждения, руководителей, учите-лей и учащихся школы;
- широкая коллегиальность при подготовке и проведении мо-ниторинга;
- открытость и доступность результатов мониторинга;
- целенаправленность и единство стратегии проведения мони-торинга;

Цель мониторинга – установить степень соответствия, фактиче-ского состояния организации образовательного процесса в школе запланированному и предложить рекомендации по пре-дупреждению развития негативных явлений. Процедура осу-ществления мониторинга, как это было отмечено в одном из принципов, носит коллегиальный характер, так как велика роль субъективного фактора в оценке деятельности школы. По этой причине, заключение и рекомендации принимаются на основе информации, полученной не менее чем из 2-х источников. Од-ним из них является орган непосредственного управления ор-ганизацией, другим органом должна быть сама школа - по ре-зультатам самодиагностики, самоаттестации. В перспективе определяется объективная необходимость создания независи-мой (негосударственной) структуры (центра экспертизы) с пра-вом совещательного голоса.
В настоящее время существует ряд концептуально различных подходов к организации оценки деятельности организаций образо-вания. Так, Г. Габдуллин считает, что количественные показатели работы школы в целом можно сгруппировать в четыре модуля: пока-затели, характеризующие условия работы школы; оперативные пока-затели хода педагогического процесса; текущие показатели учебно-воспитательной работы; итоговые показатели работы школы. Более детализированный подход, оценивающий также с позиции результата деятельности школы, представлены в работах С. С. Шишова и В. А. Кальней, Е. А. Вуткина, Л.И.Вагина, П.И.Третьякова и др.
Представленный нами перечень показателей и индикаторов мо-жет подлежать последующей детализации. До начала диагностики, возможна корректировка критериев и оценочных шкал.
Руководители, педагогические коллективы школ должны быть знакомы с содержанием оценочных требований, и сами принимать активное участие в ходе подготовки информации и самооценки дея-тельности школы.
В дальнейшем планируется разработать формы и процедуры проведения мониторинга с унифицированными признаками и показа-телями каждого из уровней системы образования (школа, райОО, облУО).Достаточная степень формализации позволит использовать машинную обработкуи материала.В перспективе возможно будет ис-пользовать корпоративную областную компьютерную сеть для про-ведения выборочного оперативного мониторинга отдельного обра-зовательного учреждения по таким направлениям, как реальные ре-зультаты деятельности школы, потенциальные возможности школь-ного коллектива, степень использования школьных ресурсов, состоя-ние социально-психологического климата в школе.
Таким образом, пакет документов для осуществления монито-ринга деятельности организаций образования состоит из следующих показателей деятельности школы, которые мы условно подразделя-ем на семь блоков: управления; материально-технического оснаще-ния; работы с кадрами; социально-психологической службы; охраны здоровья и обеспечения всеобуча; методической работы и государ-ственного образовательного стандарта; качества образовательного процесса и информатизации общеобразовательных школ. Пакет до-кументов для его осуществления состоит из: таблицы оценки дея-тельности организации образования (с критериями оценки, приложе-ние 1); таблицы промежуточных результатов оценки работы школы (приложение 2), которые представляют исходную информацию для экспертной оценки и принятия управленческого решения, и соб-ственно - таблицы результатов оценки деятельности организации, с подразделением на пять зон (лучшей школы области, школы роста, стабильного функционирования, особого внимания, критическая зо-на или внеочередной аттестации школы), (приложение 3).

К сожалению сами приложения вставляются не в табличной форме, поэтому были удалены мной.

Категория: Материалы тренера Катаева Е. С. | Добавил: Ердан
Просмотров: 413 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar