Меню сайта
- В помощь учителю 1 класса
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2017"
- Фестиваль "Калейдоскоп исследований-2019"
- Конкурс-эссе "180-degrees turn"
- Молодому педагогу
Категории раздела
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Сайт живет...
Поиск
Главная » Файлы » Наши размышления |
Размышления о прочитанном
[ Скачать с сервера (16.3 Kb) ] | 11.03.2016, 20:50 |
Книга Ш. А. Амонашвили «Улыбка моя, где ты?», Москва, 2003ж. «Улыбка Школы – Учитель, Улыбка Учителя – его Сердце» Ш.А. Амонашвили. Данная работа Шалвы Александровича Амонашвили поразила меня новизной исследования. Я читала много педагогической литературы, но эта его работа перевернула мои понятия на 180 градусов. Я описал в ней все, о чем я раньше только догадывалась, но в моей голове не было стройной системы. Я писала в своей работе «Мой подлинный лидер» об учителе, которому я назвала Человек – Солнце. И такие люди в моей жизни были на каждом этапе моего развития. Это были: учитель математики Александр Александрович, преподаватель по музыке в музыкальной школе Светлана Александровна, такой же преподаватель в музыкальном училище Ирина Павловна. Все они внешне вроде бы разные. Но теперь я поняла, что объединяет этих людей: они входили в мою жизнь с Улыбкой. Именно с такой же, которую описывает Шалва Александрович. Вся его статья пронизана Светом, которую несет простая человеческая улыбка. Я еще раньше читала, что такое явление как улыбка, свойственно только человеку. Животные не могут улыбаться. Значит, улыбка - это Дар Божий. Оказывается в педагогических учебниках слово «улыбка» отсутствует. Автор подверг критике сухую педагогическую науку и предлагает восстановить определение педагогики не как науки, а как искусства о воспитании детей. Амонашвили считает педагогику – сокровенной наукой, которая не может и не должна открыться первому встречному. Знания о сокровенной педагогике педагог приобретает не в процессе чтения учебников по педагогике, а в процессе своей работы с детьми. Эти знания поступают к нему через интуицию и «чувствознания», которые в свою очередь требуют жертв: бескорыстной любви и преданности к детям, общения с ними на равных. Автор отмечает, что сокровенные знания постигаются только сердцем: «...услышать шепот из глубинных недр учений классиков. Меня удивило такое сокровенное знание: «Ничего не запрещать, даже вредное не запрещать», которое сталкивается лоб в лоб с таким понятием, идущим с древности, как «табу» (запрет). Все больше раздумывая об этом начинаешь понимать, что действительно запретом ничего не добьешься. Ведь «запретный плод - сладок». Когда то я читала книгу о юности Сергея Рахманинова, написанную его наставником Н. Зверевым. Там автор пишет как не запрещая молодому Сергею посещать балы, которые длились обычно допоздна, требовал, чтобы в 6 часов утра Сергей уже начинал заниматься музыкой. Попробовав один раз не выспаться, поняв, что это для него вредно, Сергей уже не стал посещать эти балы. И добился этого наставник не запретом, а разрешением. Также как и предлагает Шалва Александрович. В работе много притч, легенд и даже историй из жизни. Миф о происхождении улыбки который придумал сам автор завершается мыслью, что дети не любят учителей, которые не улыбаются вовсе или улыбаются неискренне. «Педагог, лишенный улыбки, может только навредить своим воспитанникам» - заключает Шалва Александрович. Автор дает пищу о значении Улыбки нашему мозгу с помощью множества притч (о старушке, собирающей осколки на берегу, о прокаженном, который сжег себя и возродился, о седой учительнице, которая нашла на древнем пергаменте секрет педагогики «Мощь Улыбка несет») и примерах из жизни ( о космонавтах, о Матери Терезе, случай о самоубийстве) «Улыбка есть особая духовая сила, которая проходит через сердце и проявляется внешне как выражение лица, излучаемое внутренний свет и тепло.» Она делает нашу «жизнь счастливой, красивой и радостной». Автор подошел к исследованию такого простого, как казалось на первый взгляд, явления как «улыбка» с различных сторон. Так, он исследовал что может изменить улыбка в жизни человека, в его взаимоотношениях с другими людьми. Спектр улыбки очень широк: от дружеской улыбки до улыбки сострадания. Шалва Александрович сравнивает улыбку с мыслью и находит общие черты: «улыбка как и мысль не повторяется», «так же как мысль, беззвучна». Автор сравнивает такие явления как улыбка и смех. Для нас это вроде бы было одним и тем же. Однако, улыбка имеет очень большие отличия от смеха. Собственно, это совершенно разные понятия. Улыбка всегда направлена на других, тогда как смех направлен в первую очередь на себя. «Своим смехом человек человек не намеревается послать другому энергию добра, радости и сочувствия в отличие от улыбки». Автор исследует ложные формы улыбок, так называемые улыбки – суррогаты: притворная, ехидная, самодовольная улыбка, улыбка вожделения и т.д. «Истинная улыбка несет только Благо» - пишет автор. Что может сделать улыбка? «Пламя Улыбки всемогуще. Она может испепелить улыбки тьмы, воскресить жизнь в человеке». Автор обращается к учителям: «Школа без учительской улыбки превращается в душегубку. Дети увядают без них как увядают цветы без живительной влаги и солнечных лучей». Иной раз придешь в какую- нибудь школу. На вид она старая и без ремонта, а посмотришь на учителей и детей и сразу видна какая теплая дружественная доверительная светлая атмосфера сложилась в школе. А бывают школы совершенно новые, но психологическое состояние человека там почему – то ухудшается. Хочется как можно быстрее уйти оттуда. Теперь я думаю, что это связано с наличием в школе единого Духа и Улыбки, объединяющей учителей и учеников. Когда я читала слова Шалвы Александровича об Учителе, у меня трепетало сердце. Этой статьей автор вынул ее из моей груди, очистил и вложил обратно: «Я – учитель и ученик, воспитатель и воспитанник, я – Прокладывающий путь и Художник жизни, Я – убежище детства и Колыбель человечества, Я – Улыбка будущего и Факел Сущего, Я – Учитель от Бога и Соратник у Бога». Поле прочтения статьи, я еще долго сидела в тишине, слушая себя, вспоминая свои удачи и промахи в педагогической практике. На ум приходили строки из простой детской песни: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется...». Какая мудрость заложена в этой песне! В заключении, опять возвращусь к словам Шалвы Александровича от том, что «Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников. Потому что вся Вселенная, вся жизнь – одна животворящая улыбка и радость!». | |
Просмотров: 504 | Загрузок: 6 | |
Всего комментариев: 0 | |