Суббота, 04.05.2024, 17:09
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт

Сайт живет...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Поиск
Главная » Файлы » Разработки мастер-классов

Предметно-тематические приёмы деления на группы.
[ Скачать с сервера (172.0 Kb) ] 29.08.2014, 18:20
Харчева Татьяна Викторовна учитель начальных классов
г.Уральска СОШ № 20
«Предметно-тематические приемы деления учащихся на группы»
Познание начинается с удивления.
(Аристотель)

Многие школьные методики предлагают учителю какие-то свои особые рецепты того, как ему на уроке обеспечить каждого ученика полноценно-деловой занятостью. Есть такой рецепт и в социо-игровой педагогике: почаще организовывать на своих уроках работу малых групп. То есть таких временных рабочих группок-команд-бригад, численность которых колеблется от трёх человек до восьми (эффективность этого диапазона легко подтверждается эмпирически).
В игре есть динамика, движение, увлеченность, уверенность в возможности победы, есть право на ошибку, полнота ощущений протекающей здесь и сейчас жизни. Сами собой находятся естественные пути и методы, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и вызывают желание самосовершенствоваться.
Подчеркнем, что общая увлеченность класса стимулирует в каждой команды внутреннюю коммуникативность. Общение в малой группке становится все более и более неформальным.
Существует много способов деления на команды: построиться (по алфавиту), ухватиться (за палец), собраться (по разрезанным открыткам), по цвету, по настроению, колечки, по считалочке, разрезанной открытке и др. Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми. Ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая группа (команда).
Задания, связанные с делением на малые группы, позволяют за короткий отрезок времени настроить учеников на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами урока.
Совместная деятельность группки учеников (даже если кто-то из них занят, казалось бы, только чем-то своим) позволяет им понимать друг друга «с полуслова». А это в свою очередь создает весьма благоприятные условия для стихийного обмена информацией (мнениями, установками, ситуационными открытиями, накопленными пониманиями, эмоциональными и поведенческими наработками).
Для любого тренера важно иметь в своей копилке различные приемы деления группы на пары и микрогруппы. Ведь деление - это отличная возможность дополнительно влиять на динамику тренинга. И способ деления может стать отдельным упражнением, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.
И только собственный опыт и интуиция учителя позволят все сделать правильно. Постепенно, а затем все более уверенно и системно я вводила в свою педагогическую практику новые приемы деления учащихся на группы. И каждый раз убеждалась в их эффективности. Я надеюсь, что некоторые из них, описанные ниже, могут быть полезны и вам. Я их назвала предметно-тематические приемы.
1.На уроке литературного чтения.
Деление на группы по 4 ученика на уроке литературного чтения при изучении раздела «Фольклорные мотивы».
В процессе деления учащихся на группы необходимо ставить цель и задачи: формировать умение различать малые жанры устного народного творчества, умение правильно и выразительно читать, использовать виды малого жанра в жизни, пробудить интерес и воспитать любовь к устному народному творчеству.
Предлагаю детям разобрать карточки с произведениями устного народного творчества и распределиться в группы по жанрам.(по 4 карточки на каждый жанр) Например: прибаутки, заклички, скороговорки, пословицы, загадки, считалки. Дети начинают поиск, обмениваются знаниями о малых жанрах устного народного творчества и образовывают группы.
Если учителю необходимо в процессе урока распределить учащихся в пары, можно взять вид жанра и его определение. Учащимся необходимо найти пару. Цель: закрепить понятие о малых жанрах, формировать умение работать в паре.
Скороговорка – это труднопроизносимые стишки и фразы.
Чистоговорка – это трудные звуки , слоги в рифмованных фразах, стишках.
Считалка – стишок, используемый в игре при счете играющих, определение роли и начала игры.
Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Загадка – это описание предмета, в котором указываются лишь признаки и действия предмета, а не сам предмет, который нужно отгадать.
Сказка – основной жанр устного народного творчества, художественное произведение с вымышленным сюжетом и героями и т.д.
Для работы в паре можно использовать автора и название произведения.
Чтобы разделить учащихся в группы по 3 человека, я готовлю карточки со словами и предлагаю угадать название сказки. Например, лягушка, стрела, болото – «Царевна лягушка»; Земля, человек, мать –«Как человек с Землей поспорил» кубинская народная сказка; каурка, Иван, трава – «Сивка Бурка» и т.д.
Каждый этап урока должен быть продуктивным. Такая работа способствует деловому сплочению, входящих в нее детей. Этот приём поможет учителю организовать деловое взаимное общение между командами во время урока и наладить темпо/ритм общей работы в классе. Достичь определенных целей урока.
2.На уроке русского языка.
При закреплении частей речи, ставлю перед учащимися цель: распределиться в группы в соответствии с частями речи, но не называю эти части речи. Предлагаю им слова, а дети самостоятельно ищут себе подобных. А я решаю ряд задач: закрепление понятий о частях речи, их морфологические особенности , синтаксические.
Например: цветы, машины, люди, железо, роща, месяц – имена существительные (мн.ч., ед.ч., ж. м. ср. р., каким членом предложения могут быть).
нарядные, целеустремленные, вкусные, желтое, сильный, цветущая- имена прилагательные;
говорили, смотрят, напишу, скажу, сидел, вижу – глаголы;
в, на, из-за, перед, возле, под – предлоги.
3. На уроке познания мира.
Работая на уроке по теме «Разновидность животных и растений. Простейшие способы ориентирования». Цель: знать взаимосвязь всех объектов природы. Задачи: оценить роль человека в жизни растений и животных, установить и продемонстрировать взаимосвязь человека и животных. На уроке будем работать в 5 группах по 5 человек. 1 группа – животные: джейран, кулан, панда, барс, сайгак; 2 группа – птицы: дрофа, журавль, лебедь, фламинго, беркут;3 группа – растения: тюльпан, полынь, ель, тау-сагыз, кувшинка; 4 группа – человек: думает, ценит, мыслит, рассуждает, знает; 5 группа-предметные ориентиры: компас, муравейник, дерево, снег, крыша.
По теме «Школа» распределение в группы осуществлялось по группам для изучения новой темы.
1 группа – предметы изучаемые в школе.
2 группа – кабинеты находящиеся в стенах школы.
3группа – мероприятия.
4 группа – традиции школы.
5 группа – коллектив школы.
Такой прием деления на группы позволяет повторить пройденный материал, найти лишний предмет в группе, проанализировать взаимосвязь предметов в группе, придумать название группы.
4. На уроке изобразительного искусства по теме: «Применение искусства бумажной пластики, оригами». Мною запланировано выполнение оригами в паре. Чтобы распределить учащихся в пары я предлагаю соотнести определение и слово: аппликация + определение, архитектура+ определение, композиция+ определение, орнамент+ определение, монотипия+ определение, оригами+ определение… Такое деление позволяет закрепить теоретические знания учащихся о видах изобразительного искусства и перейти к искусству бумажной пластики, создание дома смеха.
5. На уроке математики.
Чтобы распределить учащихся в четыре группы по 6 человек я использовала прием - целью которого являлось закрепить название компонентов при делении, умножении, сложении и вычитании.
1 группа - делимое, делитель, значение частного, само равенство 20 : 5= 4, 20 уменьшить в 5 раз,
чтобы найти делимое нужно значение частного умножить на делитель.
2 группа – первый множитель, второй множитель, значение произведения, равенство 6 х 3 = 18,
чтобы найти один из множителей, нужно значение произведения разделить на один из известных множителей.
3 группа – уменьшаемое, вычитаемое, значение разности, равенство 58 – 12 = 46, чтобы найти уменьшаемое нужно к значению разности прибавить вычитаемое, 58 уменьшить на 12.
4 группа – первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы, равенство 65 + 32 = 97, чтобы найти одно из слагаемых, нужно из значения разности вычесть известное слагаемое, 65 увеличить на 32.
6. На уроке физкультуры.
Чтобы распределить детей в три группы, они выбирают карточки с названием игр: настольных, подвижных и спортивных. Распределяются в группы по виду игр и дают общее название команде.
Настольные: шашки, тогызкумалак, домино, морской бой, дикие джунгли, лабиринт Джуниор, автодром, принцессы.
Подвижные игры: (необходимо брать названия игр по программе предмета данного класса)»Золотые ворота», «Башмачник», «У медведя во бору», «Байга», «Метко в цель», «Ястребы и ласточки», «Есть идея», «Мы веселые ребята».
Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол, бадминтон, гольф, городки, водное поло, хоккей.
Вы можете быть не согласны со мной, такая работа занимает много времени от урока. А я вам отвечу: В такой работе очень важен темп. Это позволяет удерживать внимание учащихся и не превратить работу в увеселительное мероприятие. В таких случая необходимы помощники - песочные часы на 1, 3, 5 минут – это очень наглядно и действует организующе. Нет пустой траты времени, некогда раскачиваться, нужно быстро выполнить задание за отведенное время. Восприятие времени очень субъективно. Оно зависит от эмоционального состояния человека, от возрастных особенностей и ряда других факторов, но правильно относиться ко времени, уметь использовать его с пользой для дела, этому наших детей учить необходимо.
Каждый учитель должен помнить: урок должен быть наполнен подлинной, интересной деятельностью, заданиями, заставляющими выйти из обычных рамок. Сами собой находятся естественные пути и методы, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и вызывают желание самосовершенствоваться.
Преимущества данных приемов деления на группы:
1. Коррекция размышлений учащихся без назиданий со стороны учителя, нахождение правильного решения.
2. Достижение поставленной рабочей мини-цели.
3. Сформировать хорошие групповые отношения.
4. Повысить эффективность деятельности каждого ученика.
5. Развитие памяти, мышления, речи учащихся, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
Закончу своё выступление высказыванием Ш.А.Амонашвили: «Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим, романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное».
Категория: Разработки мастер-классов | Добавил: juliet_ | Теги: деление на группы, русский язык, Математика
Просмотров: 6884 | Загрузок: 160 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Administrator • 20:04, 29.08.2014
Очень интересный материал, такое деление на группы позволяет экономить время на повторении. Татьяна Викторовна, спасибо за идею!
avatar